В статье описан урок по предмету «Деловое общение». Название урока «Деловая игра «Учимся общаться». Ожидание от урока: включение в работу всего коллектива в классе; во время урока «отверженные» имеют равное участие с более активными одноклассниками
Начало урока
Цель урока: содействие развитию умения слушать, умения говорить, выражать своё эмоциональное состояние
Задачи:
- создать доверительную обстановку во время работы;
- Познакомить с понятием «общение» и его видами
- включить в общение «отверженных»
Приветствие
Меня зовут ... . И я очень хочу познакомиться с вами, узнать вас получше. Вы тоже знаете друг друга ещё не очень хорошо, поэтому «Давайте познакомимся»
Упражнение «Имя и качества» (5 минут)
Ребята, я к сожалению, не знаю, как вас зовут, поэтому предлагаю сделать себе бейджики. Написать на листочке имя (как бы вы хотели чтобы вас называли?), а ниже написать свои качества или черты характера, которые начинаются с каждой (первой) буквы своего имени. Бейджик необходимо прилепить на грудь.
- Юлия — Юмор, Любознательность, Индивидуальность, Язвительность
- Саша — Смелый, Активный, Шустрый, Альтруист
Затем каждый участник по очереди кратко рассказывает о себе
Лекция
«У человека не умеющего общаться, учёность становится — педантизмом, остроумие — шутовством, добродушие — лестью» (Слова Локка)
Общение — это единственное, что может расположить людей друг к другу с первого взгляда.
Общение — это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Основная потребность в общении — это потребность в уважении, в понимании, самореализации и самодостаточности, в стремлении познать других людей.
Роль общения в процессе обучения
Общение играет огромную роль. Неумение ребёнка общаться — приводит ребёнка к конфликту с одноклассниками, педагогами и самим собой.
Существует несколько видов общения:
- Индивидуально-личностные (Я — Я);
- Индивидуально-коллективные (Я — Мы);
- Коллективно-общественное (Мы — Мы).
Одним из самых важных, но и самых сложных моментов в процессе общения — умение слушать и слышать собеседника. Оно помогает человеку понять самого себя и других.
«Пресс-конференция»
Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.
Ход игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.
Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.
Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.
Упражнение «Диалог»
Психолог: Предлагаю вам выполнить упражнение, которое поможет развить умение слушать партнера. Для этого разделитесь на пары, один из вас будет в роли – говорящего, второй – слушатель. Решите, кто будет говорящий, кто слушатель. Я раздам вам инструкции и дам 2 минуты ознакомиться с ними. Готовы выполнить задание?
Вопросы для рефлексии:
- Вопрос для тех, кто был в роли – говорящего. Что мешало говорить, что помогало?
- Какой слушатель вызвал большую симпатию – активный или пассивный?
- Вопрос для тех, кто был в роли – слушателя. Какой способ поддержки было легче всего использовать, какой труднее?
Вывод: Вы обратили внимание на то, что мы, слушая, должны еще и замечать любые изменения в своем собеседнике , быть наблюдательными – это очень важно в общении.
Обсуждение итога занятия
Психолог: Давайте подведём итог занятия
- Что нового, полезного вы для себя узнали?
- Чему научились?
- Ребята, кто может повторить какая была тема нашего урока?
- Какие цели мы перед собой ставили? Мы достигли этих целей?
- А что может помешать общению?
Далее психолог делает вывод по своему уроку, отвечает самому себе на ряд вопросов: «Оправдались ли ожидания от урока?», «Оправдалось ли ожидание активности класса?» и т.д., а так же пишет краткую характеристику класса во время урока
#2024 #урок #психолог #учитель #класс #вопрос #ответ #дело #деловое_общение #игра #учение #общение #учимся_общаться #психология #ученик