Фридрих Ницше в своём философско-мистическом произведении «Так говорил Заратустра» писал, что «человек - это канат над пропастью, натянутый между животным и сверхчеловеком» (чуть изменил оригинальную фразу для удобства, ибо «пропасть» шла в следующем предложении).
Я достаточно долго думал над этой аллегорией, представлял ситуацию образно и всё-таки решил, что «быть канатом» – это не очень удачное сравнение на мой взгляд. «Быть канатом» — это пребывать в долгой незыблемой статике, пока время не истончит жилы и не обрушит в чёрную пропасть, откуда нет возврата.
Поэтому моё воображение, ведомое обычной логикой, невольно дополнило образ, поставив на данный канат светящийся шар, условно обозначенный мной как душа. Либо, как любил говорить Кастанеда — «точка сборки человека». И только тогда картина, нарисованная когда-то великим философом, стала более целостной.
Но мне не хватило и этого шара для понимания всей глубины мысли Фридриха. Именно поэтому полёт мыслей наносил всё больше и больше штрихов.
И сегодня, я предлагаю вам, дорогие читатели, ознакомиться с моими изысканиями в данном направлении.
Развитие образа
Я понял, что сам по себе шар на канате должен иметь возможность перемещаться по нему. Например, ведомый волей человека, его поступками, проступками, свершениями и падениями. И в тот момент, когда светящийся шар обрёл в моём сознании способность к движению, я понял, что общая картина приобрела первичную завершённость, став более логичной.
Всё действительно казалось достаточно простым на данном этапе: желаешь двигаться к сверхчеловеку, то выстраивай свою жизнь соответствующим образом, а если нет...
... и вот тут обнаружилась новая нестыковка.
Согласитесь, что очень мало живущих на планете Земля людей желают сознательно двигаться к животному образу жизни. Бессознательно — это да, получается. А вот сознательно — нонсенс.
«Но ведь должно же быть какое-то явление, откатывающее душу назад»! — подумал я на данном этапе размышлений. И таким явлением стал ветер эмоций, заблуждений, ненужных знаний, постоянно дующий по направлению от сверхчеловека к животному.
Хочешь развиваться – всегда двигайся
И тогда аллегория Ницше приобрела ещё один важный, логический штрих. Грубо говоря, если личность всё-таки желает развиваться, она должна совершать осмысленные постоянные движения вперёд. В свою очередь, чтобы начать приближение к своему животному подобию, достаточно просто не делать ничего и ветер сделает всю работу по деградации личности.
Осмотрев всю эту картину внутренним взором, пришёл к выводу, что картинка устраивает. И всё-таки мне захотелось посмотреть в пропасть...
Чем дольше всматриваешься в бездну...
Бездна. Угольно-чёрная. Безмолвная. Пугающая. Что она? Кто она? Для чего присутствует в образе известного философа? Какова её природа? Что значит рухнуть в неё? И так ли трагично падение?
В поиске ответа на эти вопросы, внутренним взором я рассматривал черноту и вкривь, и вкось, пока не пришло озарение и, как я думаю, синхронизация с задумкой Ницше.
Шар на канате - это даже не индивид, не единая личность, а совокупность потуг человечества как явления в природе. Иными словами — массовая точка сборки нашей общей планетарной цивилизации. И имя этой пропасти — забвение и тлен, потому что если мы все вместе сорвёмся вниз, растворившись в вечном ничто космоса, нас уже никто не вернёт назад.
И тогда пришло понимание, что и пропасть, в каком то смысле не одна, так как является только частью пути. Да и светящихся шаров, судя по всему, уже немало сгинуло в вечной пустоте...
История идёт по спирали везде
Мир аминокислот порождает клетки. Клетки безумны и встречного ветра нет.
Мир клеток порождает животный мир. Из животного мира выходят разумные существа...
А что за сверхчеловеком? Если верить Циолковскому — движение к световому телу и еще один марш коллективного сознания и души над новой бездной к новой цели.
Дойдёт ли человечество до данной стадии? Увидят, разве что, наши потомки. Но чтобы полностью понять важность ответа на этот вопрос, следует всё-таки опуститься на самое дно бездны и подивиться, насколько много мёртвых шаров превратилось в чёрный туман абсолютного ничто за всё время существования Космоса.
С уважением, Иван Вологдин.