Найти в Дзене
Лающая Рыба

Чем занимается особая мама и почему она не может выучить три слова?

У каждой мамы с появлением особого ребенка вдруг появляется огромное количество задач. Сурдопедагог, да и любой другой коррекционный педагог, освещает часть этих задач и плавает исключительно в педагогической области. Особая мама то появляется, то снова исчезает из поля его зрения. Вот мама была тут. Так же тут было три слова, которые она должна была выучить с ребенком...

 Рис 1. В чем проблема выучить три слова?
Рис 1. В чем проблема выучить три слова?

А вот ее нет. И три слова в очередной раз не выучены... Что же происходит там, где особой мамы не видно? Искушенное сознание какого-нибудь специалиста (нет, не меня) рисует всевозможные гипотезы, как она весь день сидит дома и ничего не делает, спит и смотрит в телефоне какую-нибудь интересную ерундушечку.

ис 2. Вроде бы мама не работает. Но чем же она занимается весь день?
ис 2. Вроде бы мама не работает. Но чем же она занимается весь день?

Сегодня мы посмотрим, чем же занимается особая мама, которая весь день сидит дома и ничего не делает. А особая мама нам все покажет. Ей некогда рассказывать.

Рис 3. Итак, сегодня с нами мама, которая согласилась рассказать нам, чем же она занимается. Я её нарисовала, - и теперь она есть. )
Рис 3. Итак, сегодня с нами мама, которая согласилась рассказать нам, чем же она занимается. Я её нарисовала, - и теперь она есть. )

Чем же занимается новоявленная особая мама?

  • Продолжается диагностика ребенка. Этот процесс будет повторяться множество раз до 18 лет. А потом она закончится и будет... диагностика взрослого. Да. Вот так. И будет здорово, если он сможет сделать это сам.
Рис 4.
Рис 4.

  • Лечение.
  • Медикаментозное лечение ребенка. Соблюдение сроков приёма лекарств, дозировки. В конце концов, поиск этих лекарств, ведь покопавшись в интернете, можно здорово сэкономить, что разумно и совсем не зазорно.
  • Рассмотрение вопросов о возможностях дальнейшего лечения, возможно высокотехнологической медицинской помощи, если она требуется. Это поиск информации, ее осмысление, обсуждение, принятие решений. Это снова деньги и время.
  • Высокотехнологичная медицинская помощь. Если мы говорим о маме глухого ребенка, то это оперативное вмешательство. И подготовка к нему тоже. Помимо денег и времени это еще и огромное количество разных эмоций.
  • Слухопротезирование - где? Как? Чем? Когда? На какие деньги? Стоит ли ждать бесплатно? И нужно ли вообще? Поиск и анализирование соответствующей информации.
Рис 5. Куча вопросов, для решения которых требуются специалисты и родители.
Рис 5. Куча вопросов, для решения которых требуются специалисты и родители.

  • Оформление инвалидности. И не раз.
  • Оформление пенсий, пособий, льгот, ведь деньги очень важны для воспитания особого ребенка. В стародавние времена бывали случаи, когда социальные работники откровенно врали родителям, чтобы не оформлять ту или иную льготу. Ну что сказать, ну что сказать... Воспринимайте как жизненный опыт, а не как травмирующее событие.
  • Поиск и сбор справок о наличии справок для получения справок о нахождении в живых. Иногда для этого необходимо обойти весь мир, выполнить кучу заданий, а в конце победить дракона. Бюрократия - такая бюрократия. Радует то, что сейчас с этим стало намного проще.
Рис 6. Бюрократия - такая бюрократия...
Рис 6. Бюрократия - такая бюрократия...

  • Бесплатная и платная медицинская и коррекционная помощь ребенку, поиск учреждений, специалистов, согласование сроков выполнения реабилитационных мероприятий. К сожалению, часто бесплатная ре/абилитация недоступна и малоэффективна. Возможно когда-нибудь я расскажу и об этом вопросе, почему так происходит.
  • Регулярное посещение специалистов разного профиля - и сурдопедагог, и логопед, и ЛФК - все по показаниям.
  • Разъезды по городу порой занимают половину времени особой мамы, которая весь день сидит дома. Час она едет в коррекционный детский сад, час едет обратно, час едет снова в детский сад, час едет к сурдопедагогу или логопеду и час едет с ребенком домой. Сейчас я назвала 5 часов. А иногда маме необходимо еще посетить еще какое-нибудь учреждение, то это еще 1-2 часа... ну вы поняли.
Рис 7. Паломничество особой мамы.
Рис 7. Паломничество особой мамы.

Несложно посчитать, что если дорога от дома до школы/детского сада занимает 1 час, то каждую неделю мама проводит в транспорте 4 часа каждый день. Это половина рабочего дня. За одну учебную неделю она проводит в транспорте почти сутки. За учебный год она тратит на общественные транспорт около месяца. Здесь не учтены другие поездки - к сурдопедагогу и к логопеду, если их нет в детском саду или в школе, во всевозможные больницы и центры, ФСС, ПФР, ПМПК, МСЭ, поездки, связанные с подготовкам к ним. Да, жители городов-миллионников, где есть целых два сурдопедагога, тоже тратят немалое время на проезды. Поэтому я не вижу проблем у жителей периферии в радиусе часа езды по трассе. К сведению, я проводила эксперимент. Мы с моим другом одновременно выехали в один пункт из разных точек. Я ехала на общественном транспорте из отдаленного района с относительно хорошо развитой транспортной инфраструктурой, а он выезжал на машине из города-спутника. Расстояние между мной и точкой было около 10 км. У моего друга расстояние между ним и точкой, в которой мы должны были встретиться, составляло 65. Он приехал первый.

  • Ежедневное выполнение домашнего задания.
  • Ежеднев... еженощная подготовка к выполнению домашнего задания.
Рис 8. А когда еще это делать?
Рис 8. А когда еще это делать?

  • Чтение специальной литературы. Иногда это хаотичное, неупорядоченное чтение литературы. А бывает даже и не подходящей литературы. Здесь тоже нужно предварительно разобраться, что читать и когда.
  • Психологическая помощь маме и всей семье, о которой никто никогда не говорит в стенах медицинских учреждений, где ребенку ставится диагноз.
  • Это пересмотр вопросов всей жизни семьи и вопросов воспитания ребёнка. Это вынужденная (а лучше добровольная) смена образа жизни семьи.
  • Это пересмотр взаимоотношений в семье. Кто поспорит с тем, что они меняются с появлением ребенка? Они меняются и с появлением инвалидности ребенка. Они снова меняются с пониманием того, что действительно необходимо ребенку. И каждый этот этап проходит тяжело, сложно. Для неопытных родителей без консультаций психолога это происходит "в слепую".
  • В семье, где мама плотно занимается ребенком-инвалидом, часто работает один папа. Конечно в идеале, если он тоже будет заниматься вопросами, связанными с развитием и воспитанием ребенка. Но, как показывает практика, при всем желании среднестатический папа физически не успевает посетить то великое множество консультаций, которые проходит заинтересованная мама. Советую завести "тетрадь консультаций" с указанием дат и специалистов, чтобы не путать рекомендации между собой, ведь случается, что они противоречат друг другу. Специалисты-то разные. Психолог рекомендует одно, сурдопедагог другое, логопед рекомендует наоборот, семейный/мамин психолог... Это тоже требует анализа. Мало того, что это все необходимо собрать, обдумать, но еще и передать папе и другим членам семьи.
Рис 9. За годы воспитания ребенка с нарушениями наберется огромное количество консультаций. И часто случается, что слова одного специалиста, вырванные из контекста, противоречат словам другого. Если тезисно записывать содержание консультаций, всегда можно отметить динамику в развитии ребенка и отследить, как протекают взаимоотношения в семье.
Рис 9. За годы воспитания ребенка с нарушениями наберется огромное количество консультаций. И часто случается, что слова одного специалиста, вырванные из контекста, противоречат словам другого. Если тезисно записывать содержание консультаций, всегда можно отметить динамику в развитии ребенка и отследить, как протекают взаимоотношения в семье.

  • Жаль, но иногда маме приходится убеждать членов семьи в необходимости того или иного подхода или мероприятий для ребенка. Я знаю случаи, когда рекомендации воспринимаются не рекомендациями специалистов, а прихотью мамы, которая "прикрывается ребенком-инвалидом, чтобы все плясали под ее дудку и делали так, как нужно ей". М-да... Ну м-да же...
  • Санаторно-курортное лечение ребенка. Вау! Класс! Но это не всегда море и не всегда лето. Да что там... И лечение тоже бывает так себе.
  • Это поиск родительских объединений. О чем бы там ни говорили, - они важны.
  • Иногда семье необходимо переезжать в интересах ребенка. Менять район или даже город, а, следовательно, и место работы, учебы других детей, если они есть.
  • Это смена учебного учреждения (детского сада/школы). Я встречала случаи, когда ребенок не отправлялся туда со словами "только через мой труп!"
  • Четкое соблюдение режима дня и недели ребенка... Нет. Если б это было бы так... Ребенок опытной особомамы имеет расписание на час, день, неделю, месяц, и даже последующие годы. И это неизбежная необходимость.
  • Банальное ежедневное времяпровождение с ребенком - игры, общение. Оно никуда не делось.
  • Это просто обязанности, связанные с воспитанием ребенка, как просто ребенка - формирование бытовых навыков, навыков самообслуживания, лечение орви, насморков, кашлей, аллергий и ротавирусов. Разъяснения, что делать нужно, а что - нельзя.
Рис 10.
Рис 10.

  • И ведь простой быт, уход за ребёнком, за семьей, уход за собой никто не отменял. Надо приготовить ужин и вымыть пол.

Рис 11. А когда еще и это все делать?
Рис 11. А когда еще и это все делать?

  • Это личное время мамы. Мама в ресурсе - ценный источник для любого ребенка. Тема, о которой молчат. А зря.
  • Ах, да! В гости к бабушке с дедушкой и на день рождения. А еще ребенок может захотеть в какой-нибудь зоопарк. Ведь ребенок-инвалид - это в первую очередь, просто ребенок.
  • И многое-многое другое... (может быть кто-то допишет в комментариях)

Итак, мама, которая "весь день сидит дома и ничего не делает" все время чем-то занята. Я еще не видела такой мамы, которая успела все без помощи со стороны родственников. Задачи, которые она решает находятся в ведении дипломированных специалистов разного профиля - врачи, педагоги всех мастей, социальные работники и психологи, а так же юристы. На минуточку это 5 разных специалистов с высшим образованием, которые, в свою очередь, тоже бывают разного профиля. Мама, у которой на руках ребенок-инвалид, должна решать их все одновременно, по кругу, и сделать это необходимо своевременно. Что такого выучить три слова в день? - Хочется иногда сказать мне и многим другим коррекционным педагогам. Я училась этому пять лет в университете, где для меня с восьми утра до двух дня, и иногда с восьми утра до пяти вечера 6 дней в неделю доктора и профессора педагогических, психологических и медицинских наук очно и устно раскладывали слово на части, расщепляли его на молекулы и атомы. А в метро, в трамвае и дома я еще читала специальную литературу, подобранную к каждой дисциплине. Теперь я знаю, что такого выучить три слова. Для меня это не составляет особой сложности. А что такого подобрать, купить, и надеть слуховой аппарат? Что такого оформить пособие или льготу? Что такого взять и объяснить ребенку-инвалиду, что это нельзя, а вот это надо? Каждая задача сложна и многогранна. Она требует вмешательства разных специалистов.

Рис 12. Часто специалисты не отличаются терпением и тактом. "Что такого...?" каждый раз спрашивают они.
Рис 12. Часто специалисты не отличаются терпением и тактом. "Что такого...?" каждый раз спрашивают они.

Вывод: сегодня вывода нет. Я желаю всем специалистам достойно себя самих выполнять свою работу и расти над собой, а родителям как можно быстрее сориентироваться, разобраться, выстроить верные приоритеты и добиться результата. А всем, кому хвост отдавила бюрократия, рекомендую взять мужа, купить поп-корн и посмотреть фильм "Автостопом по галактике". Хороших выходных!

Предыдущая статья - "Особенности формирования мышления у глухих детей"

Следующая статья - "Как особой маме решить свои задачи?"

Статьи о семье и о маме, воспитывающей ребенка с нарушениями:

Статья о родителях. Или что делать, если ребенок глухой?