Найти тему
Nonrational

О скрытом смысле неудач. Или «узел Стелловского»

Ф.М. Достоевский ( фото)
Ф.М. Достоевский ( фото)

Начну опять с примера. Любящие Достоевского помнят, как накинул на него издатель Ф.Т. Стелловский узел договора, грозивший стать удавкой. Стелловский подстерегал творцов в период их жизненных неудач, когда они были согласны на любой самый мизерный гонорар. Это был финансовый автомат.

Федор Михайлович тогда попал в крайне тяжелые жизненные обстоятельства, настоящую нужду. Его вообще буквально преследовала бедность, почти всю жизнь писатель был в долгах. Об этом подробно рассказал в своей книге Д.С. Мережковский, на мой взгляд, лучший биограф Достоевского и Толстого.

Только вторая жена Федора Михайловича, Анна Григорьевна Достоевская (Сниткина), сумела наладить его быт и решить материальные проблемы. Хотя сначала им было очень тяжело. Когда родилась первая дочь, молодая жена собиралась уже заложить... свою юбку. Кто-то им помог - прислал деньги. Несомненно, в образ старухи-процентщицы вложил писатель собственную неприязнь к любому, даже «кулуарному» ростовщичеству.

Трудные жизненные обстоятельства — нередки на каком-то этапе или даже на нескольких этапах жизненного пути таланта или гения. Л-Ф. Селин порой не знал, как оплатить электричество, Э.К. Циолковский - как прокормить детей, поэт и критик А.А. Григорьев, близкий друг Достоевского, попадал в долговую тюрьму. Таких примеров очень много. А вот гениев и талантов - детей миллиардеров найти в науке или искусстве практически невозможно. Почти все их дарования расцветают лишь внутри финансовой сферы.

Достоевский вынужден был не только фактически за бесценок продать Стелловскому свои уже написанные произведения, но и о подписать кабальный договор о новом романе с указанием точной даты передачи Стелловскоиу текста. При нарушении срока Достоевскому грозила та же долговая яма, в которую попадал Григорьев.

Федор Михайлович торопился. Но понимал, что не успевает. Пришлось последовать доброму совету и пригласить стенографистку. Бездетный немолодой вдовец, потерявший больную жену и воспитавший пасынка, измученный одиночеством - таким был в ту пору писатель. Он уже почти не надеялся на личное счастье. Оно пришло совершенно неожиданно. Стенографисткой оказалась Анна Сниткина, подарившая гению любовь, покой, возможность творить, не думая о практической стороне быта и - детей.

Модные практики по освобождению от жизненных трудностей с их «кодированием на удачу» способны принести временный успех или деньги. Но очень часто они отклоняют человека от его жизненного пути, ведущего к настоящему счастью, к своей подлинной, а не суррогатной самоидентификации, к вершинам творчества. Пример обретения семейного счастья Достоевским точно подтверждает: судьба сама плетет узоры событий, связь которых с подсознанием человека неуловима. Скрытый смысл жизненных неудач не открыт ни ему, ни тем, кто от этих неудач предлагает рецепты.

Боле того, именно действующий в любой сфере жизни закон, который можно назвать «узлом Стелловского», может использоваться судьбой для того, чтобы «перекинуть» человека на следующий, более счастливый, виток его жизни.