Найти в Дзене

Как понять, что у вашего ребёнка – дислексия?

Оглавление

Дислексия – это особенность развития, которая влияет на способность читать, говорить и писать. Она специфична, поскольку связанные с ней проблемы затрагивают прежде всего языковые навыки. Язык – это основное средство общения. Пока ребёнок не освоит чтение и письмо, он пополняет свой словарный запас благодаря устной речи. В школе он учится читать и писать, получая дополнительный инструмент для приобретения знаний. Многие родители только к этому времени начинают замечать, что их ребёнок испытывает сложности с распознаванием букв.

Человеческая речь, письменная и устная, представляет собой сложный многоуровневый процесс, в который вовлечены различные органы: мозг, слуховой аппарат, язык, ротовая полость и гортань, мышцы руки. Речь тесно связана с мышлением, памятью и эмоциональным регулированием. И всё это требует тончайшего координирования для эффективного взаимодействия.

Когда человек говорит, читает или пишет, в его организме задействуются три основных процесса:

  1. Мыслительный: всё, что связано с мозгом
  2. Когнитивный: распознавание информации, фонологическая, зрительная и вербальная обработка
  3. Реализующий: воспроизведение речи, устно или при помощи письма

Когда цепочки связей между этими процессами нарушаются, возникает дислексия. Наука пока не пришла к единому, согласованному определению дислексии, но большинство специалистов соглашаются с тем, что она имеет нейробиологическую основу. Иногда она передаётся по наследству, иногда возникает из-за повреждений мозга после травм или тяжёлых заболеваний.

Как распознать наличие проблем на раннем этапе?

Термин «дислексия» буквально переводится с греческого как «нарушение речи», но в действительности это не просто сложности с освоением чтения и правописания. Ребёнок-дислексик может испытывать трудности с общением или с запоминанием последовательности действий. Таким детям бывает нелегко организовать себя, следовать инструкциям. Симптомы варьируются очень широко.

Не всегда проблемы с речью свидетельствуют о наличии дислексии, но есть ряд признаков, на которые родителям следует обратить внимание. Если ребёнок не «перерос» их со временем, то это может быть сигналом к тому, что его стоит показать специалисту.

Чек-лист для родителей дошкольников

Все дети разные, как и их родители. Иногда взрослые имеют завышенные ожидания насчёт способностей своих дочерей и сыновей. Некоторые дети могут научиться читать в четыре года, но это не означает, что и остальные обязаны быть такими же одарёнными. Талант ребёнка может проявляться в другой области – например, спорте или рисовании.

Наблюдая за поведением своего малыша, нужно постараться честно ответить на следующие вопросы:

  • Есть ли у него проблемы с обуванием и одеванием, застёгиванием пуговиц, завязыванием шнурков?
  • Часто ли ребёнок спотыкается, опрокидывает предметы?
  • Замечают ли воспитатели в детском саду, что малыш ничем не интересуется и не стремится прилагать усилия?
  • Путает ли ребёнок названия цветов (например, называет красный – жёлтым)?
  • Путает ли он направления (вер/низ, лево/право)?
  • Может ли ребёнок правильно расположить вещи по порядку (например, назвать дни недели)?
  • Не замечали ли вы, что малыш слишком сильно сжимает в руке карандаш или ручку?
  • Способен ли он чётко выполнить указание – например, разложить предметы по цвету или размеру?
  • Может ли малыш повторить хлопки ладонями в заданном ритме?
  • Есть ли у него трудности с играми в салочки, догонялки?
  • Ребёнок любит слушать, когда ему читают, но сам не хочет читать?
  • Хорошо ли малыш запоминает простые рифмы и детские стихи?

Следует также обратить внимание на то, насколько чисто ребёнок говорит и любит ли он вообще разговаривать, понимает ли он значение слов, может ли сопоставить слово с изображением (например, дерево и картинка, на которой нарисовано дерево).

Какие признаки указывают на наличие возможных проблем?

Исследования за рубежом показали, что примерно 15% школьников имеют дислексию в той или иной степени, но при этом только 5-ти процентам ставится этот диагноз. Сложности с обучением остальных 10-ти процентов учителя и родители списывают на невнимательность, лень, капризы.

Дислексию важно определить как можно раньше, и тогда к школьному возрасту ребёнок уже научится справляться со своими проблемами. А если учителя будут знать об особенностях ребёнка, то смогут обеспечить ему индивидуальный подход.

Диагностика дислексии

Не существует какого-то универсального «теста на дислексию» или единого стандарта подобного тестирования. Нет даже единого определения для этого состояния. Симптомы варьируются очень широко и могут проявляться в различной степени. Сама дислексия имеет несколько вариаций: дисграфия, дислалия, дискалькулия и так далее.

Диагностировать наличие у ребёнка дислексии могут следующие специалисты:

  • Клинический психолог;
  • Школьный психолог;
  • Врач-психиатр или психотерапевт;
  • Врач-дефектолог;
  • Невролог;
  • Логопед;
  • Специалист по коррекции трудностей обучения.

Имеет смысл консультация и с другими специалистами, так как сложности с чтением, письмом или распознаванием образов иногда могут быть связаны с нарушениями зрения и слуха или с такими расстройствами, как СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Существует несколько различных тестов, которые можно использовать для оценки состояния ребёнка. Они не обязательно напрямую связаны с дислексией, но помогают получить представление о сильных и слабых сторонах развития малыша. Диагностика обычно строится на ряде вербальных и невербальных тестов, которые состоят из серии заданий. Оценивается умение малыша слушать, понимать, объяснять, его зрительно-моторная координация, способность к пространственному мышлению и так далее. Задачи представляют собой всевозможные головоломки, тематические рисунки, выбор «лишнего» предмета в списке (корова, собака, дом, ёжик).

На наличие дислексии могут указывать проблемы в таких областях, которые обычно связаны с этим состоянием: например, недостаточная беглость речи, сложность с запоминанием порядка слов или цифр, с заучиванием коротких стихов, плохо развитая мелкая моторика.

Характерные признаки дислексии у детей

Выявить дислексию неспециалисту может быть достаточно сложно, поскольку многие кажущиеся «проблемы» являются нормальным состоянием растущего ребёнка. Оценивать состояние малыша лучше в комплексе, наблюдая за его двигательной активностью, рисованием, разговорной речью, играми.

Вот несколько распространённых признаков, которые могут указывать на наличие дислексии:

  • Ребёнок «коверкает» слова, переставляя местами буквы и слоги
  • Малыш плохо ориентируется в пространстве и времени: он не различает, что такое «вверх» и «вниз», путает «вчера» и «завтра»
  • Малыш забывает названия знакомых ему предметов или путает их
  • У ребёнка очень маленький словарный запас, его речь отстаёт в развитии
  • У ребёнка есть трудности с пониманием и обучением
  • Малыш испытывает проблемы с одеванием, плохо справляется с пуговицами, не может надеть обувь на нужную ногу
  • Малышу сложно даются такие игры, где нужно поймать или бросить мяч, догнать другого ребёнка и коснуться его (салочки)

Родителям нужно помнить, что дислексия, особенно выявленная в раннем возрасте, достаточно успешно поддаётся коррекции. Занятия проходят в форме увлекательных игр и упражнений, которые легко повторять дома. Это состояние никак не связано с интеллектуальными способностями: дети-дислексики могут быть очень талантливыми в других областях, и задача специалиста по коррекции состоит также и в том, чтобы обнаружить и развить этот потенциал.

Среди известных личностей дислексиками являются актёры Киану Ривз, Вупи Голдберг, Энтони Хопкинс, Орландо Блум, режиссёр Стивен Спилберг, актёр и продюсер Том Круз.

Предлагаем пройти
онлайн-тест на дислексию для детей и взрослых. Вы сами сможете сделать первые выводы и при необходимости обратиться к нам в Центр коррекции дислексии.