Автор статьи: Полина Олеговна Хайдукова
Аннотация
В статье представлен обзор понятия прогнозирования профессионального будущего с точки зрения когнитивно-поведенческой психотерапии. Указаны основные методы работы с прогнозированием и основное обоснование того, почему когнитивно-поведенческая психотерапия может помочь не только личности с различными психологическими трудностями и заболеваниями. Когнитивно-поведенческая психотерапия как одно из направлений психологической науки является достаточно гибкой и может адаптироваться под различные запросы, в том числе и под прогнозирование профессионального будущего.
Ключевые слова: прогнозирование, прогнозирование профессионального будущего, когнитивно-поведенческая психотерапия, методы когнитивно- поведенческой психотерапии, КПТ.
Цель статьи — выделить основные методы когнитивно-поведенческой терапии, которые были бы применимы в области прогнозирования профессионального будущего.
Проблеме прогнозирования в отечественной и зарубежной науке уделяется большое внимание. Прогнозирование в качестве процесса выступает как предсказание будущего на основании накопленного опыта и текущих догадок относительно него. В первую очередь, в данном контексте рассматривается опыт конкретного человека и умение пользоваться теми методами, которые существуют в современных реалиях.
В психологической науке изучение регуляции поведения традиционно ведется с привлечением особого внимания к механизмам антиципации. Антиципация и особенности апперцепции, процессы регуляции психической деятельности и системы отношений — вот те зоны роста сегодняшней когнитивно-поведенческой терапии, которые в ближайшей перспективе дадут практикующим специалистам новые перспективные методы и технологии работы с феноменом человека и его многогранной личностью. Понимая фундаментальные научные основы этих методов, их в то же время можно будет донести до клиентов и пациентов на понятном им языке, опираясь на их сложившийся опыт и житейскую практику (3, с. 29).
Когнитивно-поведенческая терапия в основном применяется для лечения депрессивных расстройств и направлена на решение текущих проблем и изменение дисфункционального (ошибочного) мышления и поведения (1, с. 18). В рамках статьи хотелось бы отметить, что методы, которые будут рассмотрены ниже, имеют содержание другого рода — они не используются в контексте прогнозирования профессионального будущего. Однако их можно легко адаптировать в работу практического психолога для решения этой задачи. Сама когнитивно-поведенческая психология может быть адаптирована под различные цели: так, она показала свою эффективность в медицинских организациях, в школах, при разработке профессиональных программ и даже в реабилитации заключенных (1, с. 19).
Рассмотрим основные методы прогнозирования будущего в контексте когнитивно-поведенческой терапии. Основываясь на работу Дж. Бек «Когнитивно-поведенческая терапия: От основ к направлениям», мы отметили основные методы, которые могут быть полезны в прогнозировании профессионального будущего.
Принятие решения. Данный метод позволяет «взвесить» каждый пункт и принять решение — нужно написать список преимуществ и недостатков каждого варианта (1, с. 288). Так, можно использовать данный метод в выборе профессионального пути, определяя для себя ценности той или иной профессии.
Оценка настроения и поведения с помощью графика активности. График активности необходим для отслеживания настроения при выполнении различных видов деятельности с целью обнаружить паттерны возникновения (1, с. 293). Такой метод необходим для отслеживания наиболее подходящей и удовлетворяющей по всем параметрам профессии, опираясь на свои интересы и увлечения. Находясь на стадии оптации, личность может сталкиваться с трудностями выбора профессиональной деятельности. Данный инструмент позволяет это скорректировать.
Техника «Пирог». Круговая диаграмма оказывается полезной в ситуациях, когда, например, нужно помочь поставить цели или оценить степень своей ответственности за результат (1, с. 299). Данная техника позволяет определиться с важнейшими целями и возможностями. После подобного обсуждения имеет смысл перейти к рассмотрению конкретных предложений по оптимальному распределению времени (1, с. 301).
Визуализация — это осознанное представление, активное воображение ситуаций, воспоминаний, замыслов, которыми можно управлять, и погружение в них (для изменения физического состояния, повышения защитных сил организма и пр. ). Часто используется в популярной психологии как мысленное представление будущей успешной деятельности (2).
Р. Лихи в своем труде «Лекарство от нервов» выделяет следующие методы прогнозирования.
Метод «Ваш личный выбор» позволяет определиться с целями прогнозирования (4, с. 126).
«История дискомфорта». Исходя из того, что личность может ставить нереалистичные и ненужные для нее цели в тот или иной момент времени, необходимо понять, какой дискомфорт (лишения) могут быть неоправданными в достижении цели или, наоборот, что будет нужным и необходимым. Таким образом, эта техника позволяет понять, на что готова пойти личность в реализации своего прогноза.
«Журнал волнений». Р. Лихи предлагает человеку сделать прогноз на основании определенного опыта. Эти прогнозы могут быть краткосрочными. После определенного события необходимо написать реалистичный исход данной ситуации и сопоставить с прогнозом. Данная техника позволяет проанализировать свою способность к прогнозированию, умению выстраивать прогноз на основе данных.
Дж. Мэннинг и Н. Риджуэй, авторы книги «Практика когнитивно- поведенческой терапии», предлагают различные методы. Это компиляция наработанных методов в практике специалиста, работающего в одноименном направлении.
Так, упражнение «Будущая улучшенная версия себя» разработано для того, чтобы помочь клиенту сосредоточиться на образе человека, которым он хотел бы стать. Это личность в будущем — тот, кем он хотел бы стать, когда завершит все необходимые изменения (5, с. 101). Данная техника связывает клиента с прогнозированием его личности, его успехов и ценностей, а также определенных действий и способствует анализу знаний, которые были бы необходимы для «улучшенной версии себя».
А. Эллис выделяет следующие техники, которые кажутся нам интересными в ряде прогнозирования профессионального будущего.
«Награда и наказание» дает возможность личности приступить к неприятному занятию, преследуя свои отсроченные цели. В аспекте прогнозирования профессионального будущего данный метод позволяет дисциплинировать и мотивировать клиента на достижение целей.
Техника «Зигзаг»: выделение аргументов «за» и «против» той или иной иррациональной мысли. Данную технику можно использовать в контексте прогнозирования при анализе выбора того или иного действия при реализации цели (7, с. 80).
Основу прогностической деятельности можно выделить с точки зрения терапии принятия и ответственности, что является частью когнитивно-поведенческого подхода. Одними из центральных понятий данного подхода являются ценности и проактивность. Ценности отражают убеждения: «Решите, что по-настоящему важно в жизни? Как вы хотите распорядиться своим ограниченным временем на этой планете? Как вы хотите обращаться с собой, с другими и с миром вокруг?» Ценности — это желательные качества внешних и психологических действий. Другими словами, они отражают, какими мы хотим быть на постоянной основе. Мы часто сравниваем их с компасом, потому что они задают направление и ведут нас по жизненному пути. Проактивность означает эффективные действия, направляемые ценностями. Сюда относятся как физические действия (то, что мы делаем с помощью своего тела), так и психологические (то, что мы делаем в своем внутреннем мире).
Знать о своих ценностях нужно и полезно, но только воплощая их в действии, мы можем сделать жизнь наполненной, крепкой и осмысленной. И когда мы переходим к деятельности, у нас сразу же появляется множество мыслей и чувств, некоторые из которых приятны, а некоторые — очень болезненны. Поэтому проактивная деятельность — это делать то, что нужно, исходя из ценностей, даже если это вызывает непростые мысли и чувства. Проактивная деятельность включает в себя постановку целей, планирование действий, решение проблем, развитие навыков, поведенческую активацию и экспонирование. Сюда также можно отнести обучение и применение любого навыка, наполняющего и обогащающего жизнь: от навыков ведения переговоров, общения и ассертивности до самоутешения, преодоления кризисов и осознанности (6).
Таким образом, хотелось бы отметить, что когнитивно-поведенческая терапия может и не быть основой прогнозирования, однако ее научный багаж, используемый в консультативной деятельности, дает основу для адаптирования ее техник под нужды профессионального прогнозирования будущего как в высшей школе, так и за пределами обучения.
Список литературы
- Бек Дж. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям. — СПб.: Питер, 2020. — 416 с.
- Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. — СПб.: Прайм- Еврознак, 2010. — 320 с.
- Ковпак Д. В. Вклад отечественных ученых в развитие когнитивно- поведенческой терапии // I Международный съезд Ассоциации когнитивно- поведенческой психотерапии: сборник научных статей. — СПб.: СИНЭЛ, 2015.
- Лихи Р. Лекарство от нервов. Как перестать волноваться и получить удовольствие от жизни. — СПб.: Питер, 2021. — 416 с.
- Мэннинг Дж., Риджуэй Н. Практика когнитивно-поведенческой терапии. Рабочие листы и раздаточные материалы / пер. с англ. В. А. Голингера. — Киев.: Диалектика, 2020. — 178 с.
- Харрис Р. Полное наглядное руководство по терапии принятия и ответственности. — М.: Бомбора, 2022.
- Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — 2-е изд. — СПб.: Речь, 2002. 3 — 52 с.
Хотите изучать когнитивно-поведенческую психотерапии под руководством опытных наставников, получать передовые знания и практико-ориентированные навыки? Приглашаем вас на Базовый курс КПТ Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии!
Выбирайте удобный для вас поток и формат обучения на сайте и присоединяйтесь!