В Аргентине строят не рай для либералов, а дикие «90-е по-русски»

3,6K прочитали

Реальность по-прежнему не хочет соответствовать планам Милея.

Победа радикального либертарианца Хавьера Милея на выборах президента Аргентины, где политик обещал упразднить Центробанк, половину министерств и национальную валюту, была встречена мировой либеральной общественностью с восторгом. До сих пор никто не отваживался провести настолько радикальные реформы в крупной стране. С прихода к власти 10 декабря 2023 года Милей успел издать ряд указов о дерегуляции – в том числе «всеобъемлющий» законопроект, который сделал все государственные компании подлежащими приватизации. Он также включает в себя избирательные и политические реформы, а именно отказ от пропорционального представительства и избавление от президентских праймериз, которые являются обязательными для всех партий.

Но всё чаще из либерального лагеря (прежде всего из США) начинает звучать критика того, что Милей не выполнил своего главного обещания – не поставил с ног на голову денежно-кредитную политику, не закрыл Центробанк и не перевёл экономику Аргентины на доллар.

Министр финансов Луис Капуто в прошлом выступал против долларизации, и, хотя сейчас он и Милей подтверждают неизменность планов перехода на доллар США, реальных шагов в эту сторону нет.

Вместо этого Капуто сохранил валютный контроль и официальный обменный курс по отношению к доллару – хотя курс теперь приближен к реальному курсу на черном рынке. Были конвертированы долги аргентинского ЦБ по векселям ликвидности (Leliqs) в казначейские облигации, что стало необходимой мерой, сократившей процентные обязательства центрального банка, которые он мог погасить только за счет расширения денежной базы. Этот долг теперь состоит из облигаций с 24‐часовым сроком погашения и гораздо более низкими процентными ставками (100% годовых по сравнению со ставкой Leliqs в 133%). Минимальная годовая процентная ставка по срочным депозитам также была снижена со 133% до 110%.

Другими словами, цель Капуто - уменьшить огромный внутренний долг Аргентины и ликвидировать дефицит бюджета с помощью уровней инфляции, которые намного превышают официальные процентные ставки.

Выяснилось – хотя многие эксперты предсказывали это и раньше – у Аргентины недостаточно долларов для долларизации. Следовательно, необходимо отложить долларизацию и закрытие центрального банка до стабилизации экономики. Более того, поскольку оплата расходов с хроническим дефицитом с помощью монетарных стимулов в первую очередь вызвала трехзначную инфляцию, из этого следует, что решение фискальной проблемы должно быть предварительным условием долларизации, даже если это предполагает высокую инфляцию — для уменьшения дефицита - в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Оказалось, что предвыборные обещания Милея даже в мягкой версии, создание независимого финансового регулятора (Центробанк, как его не назови), не получается реализовать. Сейчас у Аргентины есть ультралиберальное правительство, получающее комплименты от Запада, но о центральном банке вряд ли можно сказать, что он независим, потому что им управляет бывший бизнес-партнер Капуто. Милей подтвердил, что центральный банк вскоре начнет выпуск новых банкнот на сумму 20,000 и 50,000 песо, поскольку инфляция по-прежнему быстро растет. Только за декабрь она составила 25,5%.

Единственное, что удалось правительству Милея – это снова разогнать инфляцию и активировать «народную оппозицию». Песо утратил 65% стоимости по отношению к доллару в 2023 году, аргентинцы пытаются защитить свои сбережения от стратегии правительства.

Как сообщило агентство Bloomberg, население снимает деньги с депозитов и переводит их на свои текущие счета, добавив ликвидности в песо, что оказывает новое давление на песо.

В сухом остатке – стоимость доллара растет, как и инфляция в стране. Правительство Милея внедряет целый спектр мер, от высоких ставок по 30‐дневным депозитам и облигациям, номинированным в песо до ввода 5% налога на вывод долларов из банковской системы. Но пока это результатов не дает.

Реальность по-прежнему не хочет соответствовать планам Милея.

Аргентина явно не изучала опыт российских 90-х, и сейчас у неё возникает непростой выбор: сохранение контроля за движением капитала и ограничений обменного курса при сохранении высокой инфляции — или долларизация. Есть явное противоречие между инфляцией в 300% и планом накопить 30 миллиардов долларов для стабилизации экономики, что Капуто считает необходимым условием долларизации.

Единственным выходом из ситуации видится возникновение в Аргентине достаточного объема долларов, чтобы напитать ими всю экономику и перевести расчеты с песо на американскую валюту. Но, несмотря на сверхлояльность Милея по отношению к США, Вашингтон пока не проявляет инициативу по части передачи в какой-либо форме суммы денег, достаточной для трансформации Аргентины в новую ассоциированную территорию США. По крайней мере, по части финансов.

Тем временем, аргентинская провинция Ла-Риоха на фоне кризиса объявила о выпуске собственной квазивалюты. Такой шаг, заявил губернатор Рикардо Кинтела, продиктован банальной необходимостью финансирования жизнедеятельности региона при отсутствии поступлений из федерального центра.

Хавьер Милей отреагировал на новость, предупредив, что в случае провала национальное правительство никоим образом не будет помогать провинции. Кинтела продолжил дискуссию, подчеркнув, что «просто не хочет, чтобы люди умирали от голода» и напомнил, что у провинции есть позитивный опыт: еще в 1988 году была впервые выпущена собственная провинциальная валюта, а другая была введена в обращение в период 2000-2001 годов.

Ожидается, что квазивалюта будет называться BOCADE, наименование является аббревиатурой от испанского «Облигации по погашению долга». Но власти провинции хотят дать ей более народное имя – «Эль Чачо», в честь прозвища Анхеля Пеньялосы, одного из аргентинских каудильо и героев Ла-Риохи, боровшегося в середине XIX века с насаждаемым Буэнос-Айресом федерализмом.

Согласно планам, валюта будет виртуальной, и не исключено, что выпускать ее станут с помощью технологии блокчейна. Власти ожидают, что с помощью «Эль Чачо» провинция поможет выплачивать до 30 процентов от зарплат госслужащих. Многие считают, что это не последняя провинция Аргентины, которая хочет прибегнуть к собственной валюте.

Либеральная – и даже ультралиберальная - модель регулирования экономики в кризисе снова показала свою максимальную неэффективность. Безусловно, за два месяца обуздать инфляцию было невозможно, но шаги в верном направлении власти Аргентины вполне могли сделать. Это и обязательная продажа части валютной выручки (Аргентина остается крупным экспортером сельскохозяйственной продукции) и реструктуризация займов в условном банке БРИКС и других, не-западных институтах. Ничего этого Милей не предпринял, наоборот – рассорился с БРИКС, отказавшись от присоединения к блоку Аргентины.

Пока что Аргентина лишь накапливает проблемы, актуальные и потенциальные. Если регионы страны не ждут ничего хорошего от столицы и вынуждены печатать собственные деньги, чтобы хоть как-то обеспечивать функционирование экономики, это очень плохой сигнал для государства как такового.

Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!