Кому может предъявлять требования покупатель?
После того как мы убедились, что недостаток имеет место быть и гарантия еще не закончилась, необходимо определиться с вопросом кому именно выдвигать требования, предусмотренные законодательством.
Статья 18 п. 2 гласит:
«Требования, указанные в пункте первом настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю»
Статья 18 п. 3:
«Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта один настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру»
Из перечисленных цитат ЗоЗПП мы можем увидеть перечень, так называемых, «лиц», которым потребитель может выдвинуть свои требования, а так же указание на список самих требований, предусмотренных законодательством, о которых мы поговорим на следующем шаге руководства.
Итак, список «лиц»:
- Продавец
- Производитель
- Уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель
- Импортер
Разберем каждое в отдельности и определимся, кто же из них больше всего подходит для предъявления наших требований.
Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N212-ФЗ)
Проще говоря, продавец – это магазин либо сеть магазинов, зарегистрированных на одно и тоже юридическое лицо, где мы покупали технику.
Уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель – это организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;
(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N171-ФЗ)
К данному определению «уполномоченных» можно отнести всевозможные сервисные центры (далее СЦ) и авторизированные сервисные центры (далее АСЦ).
Импортер - организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N171-ФЗ)
Иными словами, сюда входят всевозможные посредники между продавцом и производителями импортной бытовой техники.
Изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N212-ФЗ)
Здесь все понятно.
Как вы думаете, кто из вышеперечисленных «лиц» больше всего подходит для предъявления требований простого среднестатистического покупателя? Такого, как мы с вами.
Однозначно – это ПРОДАВЕЦ.
Все остальные лица, можно рассматривать в качестве ответчиков только в одном случае. В случае отсутствия продавца. Да. И такое тоже бывает – магазин может закрыться, обанкротиться, сменить юридическое лицо и т. п.
Что делать в случае отсутствия продавца, мы поговорим в отдельной главе.
«А почему не следует обращаться в сервисный центр?» - зададут вопрос многие покупатели,- «Ведь именно в СЦ направляет продавец всех кому не посчастливилось стать обладателем качественной техники».
Ответ на этот вопрос очень простой.
Сервисный центр, как и авторизированный сервисный центр, не предоставляет возможности осуществления законодательного права для потребителя в полном объеме. Проще говоря, СЦ уполномочен производителем только на выполнение определенных требований, а именно, устранение недостатков. Практически не один СЦ не уполномочен производить обмен товара и уж тем более возврат денег за некачественную технику. Да и подмену на время ремонта от СЦ не дождешься.
Почему не производитель (изготовитель)?
Да потому что большинство производителей бытовой техники являются иностранными компаниями, не отвечающими перед российскими потребителями по закону. Но даже в том случае, когда производитель является Российским, то в случае спорных моментов и доведения дела до суда, процесс может затянуться на многие месяцы.
Я знаю случай, когда потребитель пробовал выдвигать требования изготовителю холодильника «Индезит». Требование – обмен товара, по причине многочисленных трещин внутренних стенок холодильного шкафа. Данная неисправность входит в разряд неремонтопригодных и по закону требование покупателя должно было быть удовлетворено в период не превышающий 30 дней. Результатом данного судебного разбирательства стало огромное количество потерянных нервных клеток (естественно потребителя) и длительность процесса протяженностью в 1,5 года. Суд он выиграл и холодильник ему поменяли, но стоит ли «оно» того.
Кроме того, при предъявлении требований к изготовителю товар потребитель обязан доставить за свой счет. Что, согласитесь, тоже, мягко говоря, не очень удобно, если изготовитель находится не в одном с вами городе.
Ну а про импортера можно вообще не говорить – это как в той сказке «Пойди туда - не знаю куда, найди то - не знаю что».
Продолжение следует.
Шаг второй. Определение гарантийного срока на товар.