Богатая, яркая, изобильная империя с древними традициями, высокой, самобытной культурой. Наполненная верой, красотой, изысканностью, богатой и щедрой природой. Так давайте же разберемся, что такое Византия? Это государство, которого никогда не существовало в настоящем. Это термин появился гораздо позже, уже после ее распада
Византи́я, также известная как Восточная Римская империя или Византийская империя — продолжение Римской империи в её восточных провинциях в период поздней античности и средневековья, когда столицей Восточной Римской империи был Константинополь. Восточная Римская империя пережила фрагментацию и падение Западной Римской империи в V веке нашей эры и продолжала существовать ещё тысячу лет до падения Константинополя перед Османской империей в 1453 году. На протяжении большей части своего существования империя оставалась самой мощной экономической, культурной и военной силой в Европе. Термины «Византийская империя» и «Восточная Римская империя» были созданы после распада империи; граждане продолжали называть свою империю как Римская империя, а себя — римлянами (ромеями) — имя, которым народ продолжал называть себя и во времена Османской империи.
Вот так, та же Римская империя, столицей которой стал Константинополь. Т.е. византийцев никогда не было, были ромеи, они же римляне. К Византии относятся 25 современных государств
Мой третий визит в Эрмитаж по абонементу «Искусство Западной Европы» выпал на конец декабря. Предновогоднее настроение, интересная тема, непонятное мне решение, почему Византия относится к Западноевропейскому искусству, загадочно было все. Даже обозначенный для нас вход в Эрмитаж в этот день. Предлагалось нам пройти через вход с Церковной лестницы.
О существовании этой лестницы я знала, а вот о наличии там входа нет. Так вот, абсолютно равнозначный по тем же билетам вход с Церковной лестницы находится сразу за Малым гардеробом. Конечно менее пафосный чем через Иорданскую лестницу, но вполне себе возможный, если вам нужно попасть в определенные части Зимнего дворца, или побыстрее оттуда выбраться.
Церковная лестница ведет к Малой церкви. Но мы, минуя ее, двигаемся к Темному коридору. Темный коридор- длинный коридор не имеющий источников естественного света, отделял покои наследника от великокняжеских. Именно отсюда, от шпалеры с изображением Константина Великого и начинается наше повествование.
Но раз мы уже закоренелые посетители Эрмитажа, давайте вспомним что такое гобелен, и чем он отличается от шпалеры. К Византии правда это никакого отношения не имеет.
Слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура Гобеленов. Продукция мануфактуры была очень популярна, и в некоторых странах гобеленом называлось всё, что выполнялось в технике шпалерного ткачества. То есть только то, что выполнено на мануфактуре Гобелена может называться гобеленом, все остальное шпалера- безворсовый тканый настенный ковёр с сюжетными и орнаментальными композициями.
Лицезреть лик Константина было очень приятно, в биографию его мы сильно не погружались. По сути из Темного коридора мы вынесли только одно. Византия появилась с ростом могущества Константинополя, а Константинополь построил Константин Великий. После чреды побед в междоусобных войнах Римский император Константин развернул строительство города на границе Европы и Азии. Изначально он был назван Новый Рим, но очень скоро был переименован в Константинополь. Он и стал центром и столицей Римской империи.
Не смотря на принадлежность территории Византии сразу к двум континентам, в Эрмитаже Византийское искусство относится к Восточному отделу. Но здесь тоже есть маленький секрет. В 30-е годы стране требовалась валюта, антиквариат уходил за границу огромными партиями, страна теряла мировые шедевры. Запрет касался только отдела Востока по личному распоряжению Сталина, поэтому к отделу относили любую ценность, имеющее отношение к Востоку. Пусть это даже восточный ковер изображенный на картине. А тут целый Константинополь на границе с Азией. Благодаря этому событию византийская коллекция не пострадала.
Коллекция Византийского искусства находится в бывшей квартире Салтыкова- воспитателя Великих князей Александра и Константина. Квартира расположена на третьем этаже Эрмитажа и к ней ведет Салтыковская лестница, названная так именно в честь Николая Ивановича Салтыкова. Коллекция занимает всего 3 зала и часть лестницы. На третий этаж в Эрмитаже забирается далеко не каждый. Сил уже не хватает. В этих залах я не была ранее.
Первое, что мы видим- рельефы. Скульптура в христианстве не приветствовалась, к ней относились с опаской, как к проявлению язычества. Сохранились только отдельные рельефы и скульптурные изображения императоров.
Первый рельеф, который встречает еще на лестнице- фрагмент саркофага, на котором изображены сцены из христианской истории. Здесь и воскрешение Лазаря, чудеса апостола Петра. Христос - молодой и безбородый. Рельеф относится к IV веку н.э.
Популярно было изображение доброго пастыря – пастуха, несущий овцу. Прообраз Иисуса, несущего заблудшую душу.
Первый зал должен напоминать христианскую базилику.
Особенностью Византийского искусства стали мозаики. И если в античном искусстве мозаики украшали полы, то в Византии они перешли на стены и стали использоваться в изображении святых. Смальта- византийская мозаика необыкновенной красоты. Все золотое и переливающееся, играет при любом освещении. Еще одни тип росписи- фреска- изображение по сырой штукатурке И фрески, и мозаики были частью стен храмов, фактически неотделимы, большим искусством было сохранить их в виде переносных объектов, ведь храмы, где они находились уже утрачены.
Отдельный объект искусства- алтарный камень. В современных церквах весь алтарь закрывается от прихожан, в раннем христианстве его отделял только алтарный камень.
Коллекция богата не только религиозными святынями. Во втором зале нам представлены – диптихи из слоновой кости с изображением сцен циркового представления, множество украшений, которые использовались в быту, серебряная и стеклянная посуда. На блюдах изображались сцены из античной мифологии, это было в моде. Множество изделий из слоновой кости, в Византию она приходила с избытком.
Третий зал- самый загадочный и особенный. Здесь запрещено фотографировать и снимать. Поэтому мои фото далее- это перефотографированные сюжеты с официального канала Эрмитажа.
Особенностью Византии, именно того нового, что внесла в историю человечества именно она- это создание икон в том виде, в котором они дошли до нашего времени. Икона- в переводе с греческого – образ. Не сразу икону приняли, существовал период гонения и отрицания святынь, ее изначально связывали с язычеством. Кстати, ранее иконы не освещали, это появилось позже, когда иконотворчество приняло размах, церковью было принято решение проверять образ на соответствие христианским канонам и освящать. В зале необыкновенной красоты работы, выполненные в разной технике: перегородчатая эмаль, резьба про слоновой кости, смальта. Ими остается только любоваться, а ведь достались они музею в весьма плачевном состоянии.
Когда князь Владимир стоял на распутье, какую религию выбрать для своей страны, его послы были ослеплены красотой и богатством Византийских храмов. Что повлияло на окончательно решение князя, сейчас уже трудно судить, но тогда был выбран путь развития Руси на тысячелетия. Красота ли, богатство, политика или женщина, а может и все сразу, направило Русь по нашему пути.
Золото, богатство, развитая культура и экономика, мозаики, слоновая кость, изобилие и роскошь- все это атрибуты средневековой Византии.
Падение империи, переход Константинополя в руки Османов закончил эпоху средневековья, но в следующий раз мы поговорим уже о средневековой Европе- бедной, голодной, покрытой лесами, но по- своему прекрасной.