Найти в Дзене
МАТЕРЛАЙФ

«ЧЕСТНАЯ МЕДИЦИНА»: проблему дефицита рентгенологов в диагностическом звене здравоохранения поможет решить развитие онлайн-сервисов

Оглавление
На фото: Дмитрий Росляков
На фото: Дмитрий Росляков

Наболевшая профессия

Спроси любого руководителя клиники о сегодняшних проблемах и через раз услышишь: «нехватка врачей». Даже термин появился под стать ситуации – «наболевшая профессия». Это о медиках. Масштабы кадрового голода давно перешагнули территории отдельно взятых учреждений, городов и регионов. По данным Минздрава России в дефиците сейчас по стране порядка 30 тысяч врачей и около 50 тысяч специалистов среднего медицинского персонала (медсестер, фельдшеров, лаборантов).

На извечные для России темы — «Кто виноват?» и «Что делать?» — спорят эксперты, чиновники, депутаты. Но воз и ныне там. А теперь представьте услышать такое:

— Не возьмусь говорить о других специализациях докторов, но точно знаю, как обеспечить квалифицированной поддержкой врача функциональной диагностики и рентгенолога каждую клинику страны, в каком отдаленном уголке она бы не находилась. Причем, в режиме 24/7. Был бы интернет…

Это слова основателя и руководителя сервиса «Честная медицина» Дмитрия Рослякова. Звучит столь смело, что даже не верится. А впрочем, вот его ответы на мои вопросы.

Чудеса случаются

— Мы разговариваем с вами, когда многие уже наряжают ёлку. От Нового года, конечно, ждёшь волшебства, но вряд ли магия праздника способна снять остроту дефицита медицинских кадров…

— Да, с возрастом перестаешь верить в Деда Мороза, но то, о чем я говорю — это наука, IT-технологии. Мы уже 10 лет на рынке и на сегодня имеем долгосрочные договоры с более чем 650 клиниками из 86 регионов России. И, повторяю, готовы взять на обслуживание любое медучреждение в стране — от Дальнего Востока до Калининграда, пусть в самой глуши, лишь бы были диагностические приборы, компьютер и связь через интернет.

Как это работает? На своем оборудовании клиника делает пациенту снимок — КТ, МРТ, рентген, маммография, ЭКГ (нам не важно, мы работаем с любым форматом, даже с внедряемыми сейчас СМАД, ХОЛТЕР, ЭЭГ). Дальше снимок поступает на наш сервис и буквально в течении часа-двух (в зависимости от сложности стоящих задач) мы отправляет в клинику квалифицированное заключение рентгенолога (заверенное его цифровой подписью). А оно, в свою очередь, является основанием для постановки диагноза лечащим врачом.

Нынче заказчикам — руководителям медицинских учреждений — на блюдечке (а лучше всего под счет) подавай выгоды и преимущества сервиса. Иначе, нас, исполнителей — IT-компании — и слушать-то не будут. Что ж, давайте считать — ну, как минимум до семи.

Итак, это быстро (в экстренных случаях мы выдаем результат за 10-15 минут), просто (интуитивно понятный и максимально наивный интерфейс сможет освоить пользователь с любой подготовкой и уровнем владения ПК), удобно (лаборанту клиники нужно сделать всего пару кликов), доступно (в любом месте, где ловит интернет — хоть для крупных медцентров, хоть для сельских ФАПов — в режиме 24/7) и недорого (вы платите только за само описание, а подключение, обучение и обслуживание — уже наши заботы). Но самое главное — мы гарантируем качество (с нами работают более 300 квалифицированных врачей-рентгенологов со всей России, прошедших «отсев» свыше 5000 претендентов). А еще — это высокие технологии (перед тем как снимки просмотрит врач, все проблемные зоны на них предварительно уже «подсвечены» искусственным интеллектом).

Как-то так, если коротко.

Столкнувшись с вызовом

— То есть вы всерьез считаете, что всем клиникам, производящим диагностику, работу врачей-рентгенологов по описанию снимков лучше всего отдать на аутсорсинг?

— Скажу вам больше — за этим будущее. И чем раньше это поймут руководители клиник, тем больше сил и средств они сберегут для дальнейшего развития, тем лучше будет для их пациентов. Помню с каким недоверием и даже предубеждением к нам относились до пандемии. А я в то время, руководствуясь, наверное, каким-то шестым чувством, принял очень спорное для многих решение — о новом отборе на работу рентгенологов. Мои коллеги тогда отнеслись скептически к этому решению. Но именно оно подняло нас на волне пандемийного спроса.

В июле 2020-го вышел специальный приказ Минздрава № 560н, официально разрешивший анализ рентгенологических исследований проводить с помощью телемедицины при наличии лицензии. Это вписало нашу работу в правовое поле.

Когда грянул гром и вал пациентов на диагностику смял все рабочие графики клиник, их руководители судорожно стали искать варианты — мы оказались чуть ли не единственным их выходом.

Сейчас ситуация не такая накаленная — но это не повод расслабляться, наоборот, можно выдохнуть и сделать выбор осознанно, не в горячке. По всему видно, проблема дефицита медицинских кадров будет только усугубляться. Посмотрите сами, в некоторых регионах объявления о вакансиях врачей различных специализаций висят на сайтах работодателей годами. Без всякой надежды на подвижки.

Мало того, проблема может усугубиться совершенно неожиданно. Мне рассказывали коллеги из Иваново. Там с врачами вроде было все стабильно и ничто не предвещало беды. Но тут РЖД (из самых лучших, конечно же, побуждений) запускает новый ежедневный маршрут — скоростную «Ласточку» в Москву и обратно. Да так удобно, что утром можно сесть на электричку и приехать на работу в Москву, а вечером — домой, в Иваново. А знаете, насколько зарплаты столичных медиков выше их коллег из регионов? Тогда вам станет понятно, как резко обострился кадровый вопрос в здравоохранении Ивановской области.

И кого тут винить? Не главврача же клиники, который столкнулся с вызовом и вынужден открывать все новые и новые вакансии. И уж, конечно, не самих врачей, ищущих лучшие условия труда. Жизнь стала комфортнее, люди — мобильнее и более легки на подъем…

Палочка-выручалочка

— А сможет ли телемедицина, на ваш взгляд, полностью утолить кадровый голод отечественного здравоохранения?

— Универсальной таблетки от всех болезней не существует. Но любую проблему надо видеть в комплексе — тогда проще купировать ее последствия. Я бы на месте руководителя клиники условно разделил вакансии врачей на три группы.

В первую включил бы специалистов, чью работу не сделаешь через интернет: это, к примеру, хирурги, акушеры, стоматологи. Да и чтобы поставить укол пациенту, нужна медсестра. Вот без этих кадров клиника — как без рук. Все усилия — на их комплектование.

Вторая группа — это врачи, которые могут часть своей работы проводить дистанционно, например, вторичный прием. Конечно, это слегка обедняет полноценный инструментарий доктора, но в условиях дефицита кадров, всё можно понять и принять. По крайней мере — не критично для пациента. Здесь клиника выигрывает за счет высвобождения времени специалиста, которое с большей эффективностью можно использовать для лечения больных.

А вот третья группа — как раз те врачи, чей труд не только можно, но и нужно отдать на аутсорсинг, потому что телемедицина это сделает лучше и качественнее, не только обогатит процесс новыми технологиями, но даст самому специалисту мощный импульс к профессиональному росту. Речь идет прежде всего о рентгенологах.

Спросите главврача, зачем ему рентгенолог непосредственно в клинике? С пациентами тот не общается, сидит, как правило, в темной комнате, описывает сделанные лаборантом снимки. Дать оценку тому заключению, которое он сделает в условиях отдельно взятого медцентра практически невозможно — он тут единственный специалист. Теперь представьте на его месте молодого медика, только что закончившего вуз — ему даже посоветоваться не с кем. А ведь это та профессия, где очень важен опыт или, как его называют, «насмотренность» (когда количество отсмотренных снимков перерастает в качество сделанных врачом заключений). Это не купить не за какие деньги!

Мне возразят: сейчас так много медицинских чатов — скинь снимок и попроси помощи коллег. Тогда возникает логичный и вполне приемлемый вопрос, а кто будет нести юридическую ответственность за такого рода советы?

Молодой = Ранний?

— Вы затронули еще одну грань «наболевшей профессии». Мы недавно публиковали материал эксперта, где приводится совершенно чудовищная, на мой взгляд, статистика. Каждый год медицинские вузы выпускают 36 тысяч человек, но в профессию идут 2-3 тысячи. Отток провоцируют в том числе и бешеный уровень ответственности, и такой же ритм работы. Молодежь, по сути, бросают на амбразуру — работать-то некому. Это только сейчас наверху заговорили о возрождении наставничества в медицине.

— У нас режим наставничества «вшит» в сам интерфейс сервиса. Сначала мы даем возможность молодым врачам «набить глаз» на несложных задачах, уже поставленных на поток. Причем за их работой пристально наблюдают опытные высокорейтинговые рентгенологи (у нас своя шкала роста), с которыми всегда можно обсудить возникающие по ходу вопросы. Для этого созданы интерактивные инструменты обратной связи: демонстрационные модули, видеоконференции, зоны дружеского общения по интересам. Это свой микроклимат, где «новобранец» не ощущает себя брошенным.

В то же самое время внутренний аудит (это часть многоуровневого контроля качества) проверяет их описания снимков на соответствие определенному стандарту, где каждый документ имеет свою четкую, заранее прописанную структуру, а любое отклонение от чек-листа сообщит системе о возможном сбое. Как говориться: доверяй, но проверяй.

Кстати, наши ведущие рентгенологи на онлайн-платформе ведут собственные учебные программы и курсы, делясь своим опытом и профессиональными наработками.

Освоив «базу», молодой врач развивается в выбранной им специализации. Ведь имея на руках один и тот же снимок головного мозга, кто-то лучше описывает инсульт, а кто-то — раковую опухоль. У нас в этом смысле богатая ежедневная практика — по любому из направлений.

К слову, это еще один довод клиникам работать с централизованными референс-центрами. Имея в штате 300 врачей, мы можем на подготовку заключения выделить узкоспециализированного рентгенолога по конкретной патологии, а вот самим медицинским учреждениям этой роскоши никогда не позволит их штатное расписание.

Тут еще нужно учитывать психологию молодого амбициозного врача, пришедшего в профессию «спасать мир». При всех равных условиях, он скорее всего предпочтет работать в крупной медицинской компании со столь же амбициозными целями в сфере прорывных IT-технологий, чем в обычном медцентре небольшого российского городка. Это жизнь. Зато надо видеть, как загораются глаза, когда их идеи реализуются в сервисе. Такой взаимопроникающий процесс: их профессиональный рост дает качественно развиваться нашей онлайн-платформе — в неё мы пытаемся встроить как можно больше «фишек», которые «заводят» самих врачей. А им интересней «спасать мир» с нами (Смеётся).

Рождественская история

— Сейчас спрошу, как простой обыватель: вы сами-то верите, что все эти новомодные веяния — телемедицина, компьютерное зрение, умные нейросети, искусственный интеллект, дополненная реальность и так далее — действительно спасут мир?

— Насчет мира не знаю, а что уже спасают человеческие жизни — так это объективная реальность. Мы сейчас выполняем порядка 80 тысяч исследований в месяц. И все это благодаря, как вы выразились, «новомодным веяниям» — современным технологиям, без которых уже невозможен завтрашний день медицины. Иначе бы я этим не занимался.

У меня ведь в роду — врачи. Между прочим бабушка — сама рентгенолог. Её муж — мой дед, которым я очень горжусь — прошел войну. С ним, кстати, связана одна семейная легенда, которую помню с детства. В 43-м его тяжело ранили — шли бои по прорыву блокады Ленинграда. Там была настоящая мясорубка. Выжил. Но в госпитале врачи сказали, что будут ампутировать ногу. Представляете, каково это молодому, еще не успевшему толком пожить человеку, становится инвалидом.

Но повезло. В госпиталь заехал военный хирург Александр Васильевич Вишневский — его все знают по названию мази, которую он создал (сейчас она продается в любой аптеке). Мистика, конечно, но Вишневский обратил внимание на обреченные глаза моего деда. Рядом сотни искореженных раненых людей, а он спрашивает санитарку, почему у молодого солдата такие потухшие глаза… В общем, ногу он деду спас. Замечательный был человек и великий хирург. Может, из-за этой поворотной в судьбе встречи дед и выбрал профессию врача. Поступил в медицинский, там познакомился с бабушкой, полюбили друг друга. А потом родилась моя мама.

— Какая рождественская история…

— История моей семьи… Когда на себе понимаешь, что значит вовремя прийти человеку на помощь, дав шанс продолжится в детях и внуках…

Мнение руководителей клиник

Конечно, здесь можно было бы поставить точку. Но все же правильней дать возможность высказаться о сервисе тем, кто с ним непосредственно работает. Их оценка — дорогого стоит.

Кристина Еропаева, замдиректора «Клиники современных медицинских технологий» (г. Владимир):

— В разгар пандемии к нам обратился Департамент здравоохранения Владимирской области организовать на базе медцентра круглосуточный прием пациентов. Мы до этого в таком режиме никогда не работали. Скажу честно, без сервиса «Честной медицины» мы бы не справились. У нас врачи просто падали от нагрузок. На пике мы проводили более 150 исследований в сутки, львиную долю которых описывали рентгенологи дистанционной платформы «ЧМ». Это спасло жизни многих пациентов, счет шел, порой, на минуты. Оперативно получив заключения, мы на «скорых» отправляли людей в больницу, где уже готовились под них места в реанимации. Врачи разных больниц города всегда отмечали качество описаний онлайн-сервиса. Так что продолжаем наше сотрудничество.

Максим Ильиных, зав. отделением горбольницы № 8 (г. Сочи):

— Наша больница расположена в центре горнолыжного курорта. В зимний сезон к нам ежедневно поступает 20-30 человек с переломами. Раньше они по несколько часов сидели, ждали заключений рентгенолога, которые просто не справлялись с потоком. Сейчас сервис «Честной медицины» уже через 20 минут дает подробное описание снимков. Пациенты довольны — никаких очередей. Именно специалисты дистанционной платформы избавили лично меня от головной боли по поводу графиков на следующий месяц. Благодаря круглосуточной поддержки мы решили главный вопрос — кадровый. А что касается качества заключений, то наши хирурги часто при сложной патологии просят отправлять снимки сразу на «ЧМ», дескать, рентгенологи больницы все равно не увидят всех нюансов. В этом плане сервис, конечно, выигрывает.

Вера Ужахова, директор по развитию томографического центра «Меди Скан» (г. Новосибирск):

— Мы находимся в 5 минутах ходьбы от метро и жд вокзала и у нас всегда много посетителей. Как только стали работать с системой «Честной медицины», отказались от штатного рентгенолога. На сервис никак не влияют любые колебания трафика. Скажу больше, если бы мы держали в штате своего специалиста, цены для пациентов на наши исследования были бы дороже.