Найти тему

Как мы реставрировали живописное панно "Консилиум Великих Врачей Мира" в РНИМУ им. Н.И. Пирогова

В холле университета РНИМУ им. Н. И. Пирогова находится живописное панно «Консилиум Великих Врачей Мира». Монументальное произведение создано народными художниками России Леонидом Полищуком и Светланой Щербининой в 1980 году, и является главным украшением холла здания без которого невозможно представить интерьер учебного заведения.

-2

В процессе бытования на произведении появилось множество неизбежных повреждений. Многочисленные механические повреждения: потертости, трещины красочного слоя от внешних воздействий, царапины случайные и преднамеренные, мелкие утраты.

Так же на высоту человеческого роста по всей длине панно находились всевозможные поверхностные загрязнения: брызги от кофе и лимонадов, следы маркеров, сказывалась специфика здания - учебное заведение. Так же в верхней части панно присутствовали белесые следы , вероятно от конденсата и протеков потолка. Стоит отметить что в панно предусмотрена техническая дверь, благодаря которой можно рассмотреть несущую конструкцию панно, это деревянные рамы на которых крепится холст на основе из гипса и дсп. Состояние несущей конструкции можно оценить как удовлетворительное, так как на основе визуальных исследований повреждений и кретического износа не выявленно.

-3

После детального осмотра произведения и технико-химических анализов, нами был составлен план реставрационных работ.

Первым пунктом мы укрепили аварийные участки: места вокруг трещин, царапин, других механических повреждений вокруг которых присутствовали угрозы осыпей красочного слоя и грунта.

-4

Далее мы восстановили утраты основы: в основном по краям и у двери внутри панно. Мы подобрали холст идентичный авторскому а после восстановили грунт.

Так же грунт был подведен в местах царапин и трещин.

После мы подклеили холст на участках где связь основы и холста были не удовлетворительная.

-5

Так как на произведении присутствовали поверхностные загрязнения разного характера, удалялись они тоже по-разному. Пылевые хорошо отжатым ватным тампоном, затеки и высолы в зависимости от состава, иногда с водой с небольшой долей бычей желчи.

После производились тонировки в местах утрат и потертостей, это наиболее долгий и трудоемкий процесс, так как художнику-реставратору необходимо попасть в цвет и тон произведения. Важно что бы после нанесения покровного лака цвет тонировок не отличался от авторского красочного слоя, поэтому во время нанесения тонировок их проверяют нанося на них пинен.

-6

После тонировок на панно был нанесен покровный лак который будет защищать живописный слой от поверхностных загрязнений в будущем.

Теперь произведению был возвращен экспозиционный вид и были устранены угрозы разрушений.

-7

Мы благодарим администрацию РНИМУ им. Н. И. Пирогова за доверие к нашей работе и возможность поучаствовать в сохранении этой самобытной и знаковой работы.

Художник-реставратор: Никита Поляков.

P.S. Более подробно на нашем сайте: https://artworker.pro/decor/restoration_med