Часто возникает вопрос: как мотивировать сотрудников на максимальную продуктивность и лояльность к компании? И тут одним из мощных инструментов в системе мотивации выступает годовой бонус. Давайте рассмотрим, в чем заключается его особенная магия и почему это выгодно для работодателя.
🌟Невозможно эффективно работать без мотивации
Сотрудники не будут максимально эффективными, если их усилия не оцениваются. Здесь очень важен баланс между трудом и вознаграждением. Аналитический центр НАФИ провел исследование, согласно которому 73% работающих россиян считают для себя лучшей мотивацией бонусы и премии. Но далеко не все компании могут позволить себе такой формат мотивации сотрудников, а лишь 52%.
В то же время сотрудники компании хотели бы получать тринадцатую зарплату (56%), социальный пакет (41%) или дополнительные выходные (25%).
🚀Цели и задачи мотивации
Организовать процессы таким образом, чтобы бизнес был результативным.
Увеличить прибыль, а также уменьшить издержки.
Улучшить продуктивность сотрудников. Когда у сотрудников есть гарантированные материальные стимулы, то работать они будут гораздо продуктивнее.
Ответственно подходить к созданию команды менеджеров. Грамотная мотивация помогает увидеть сотрудников, кто действительно настроен на результат и получение вознаграждения, кто впоследствии сможет взять на себя новые управленческие роли.
Улучшить практики стимулирования специалистов и рядовых работников с помощью бонусов.
Отсутствие эффективной мотивации может привести к потере многих перспективных кадров. Но бизнес должен сам ставить себе цели отталкиваясь от своей сферы деятельности, а также от ситуации на рынке в целом и других особенностей бизнеса.
💡Годовой Бонус vs. Премия
Премия начисляется сотрудникам либо ежемесячно, либо ежеквартально, начисление премии также может быть приурочено к каким-то праздникам.
Годовой бонус отличается от премии, тем, что он выплачивается единовременно за достижение определенных результатов за год. Важно, что годовой бонус обусловлен общими показателями компании и вкладом сотрудника в ее успех, а не ежедневной работой и KPI сотрудника.
В этом и есть самое главное отличие годового бонуса от премии. Поскольку премию начисляют только за свою успешную работу, выполненный план за месяц или квартал, независимо от того, как в принципе сейчас дела у компании на рынке, выросли ли ее общие показатели или наоборот. Годовой же бонус начисляется, если компания за год смогла вырасти и показать максимальные показатели, и в этом случае все сотрудники в компании заинтересованы в этом.
Еще очень важное отличие годового бонуса от премии, в том, что годовой бонус гораздо больше премии, а формула по которой он начисляется обычно известна заранее и можно посчитать сумму, которую можно получить в конце года.
📅Важные моменты для работодателя:
- Необходимо выбрать дату выплаты, обычно он выплачивается не сразу после окончания календарного года, а весной, в марте или апреле. Это сделано для того, чтобы сотрудники не увольнялись сразу после нового года и получения бонуса.
- Надо выбрать лица, кто будет ответственным за определение размера годового бонуса.
- Также необходимо установить параметры, которые будут влиять на размер бонуса.
- Установка дополнительных условий начисления, например, для сотрудников, проработавших до определенной даты.
💰Почему годовой бонус выгоден:
- Повышение Эффективности: Сотрудники стараются максимально проявить себя, так как их вознаграждение зависит от общего успеха компании.
- Удовлетворенность работой: Годовой бонус повышает удовлетворенность сотрудников работой, что отражается на показателях.
- Снижение текучести кадров: Эффективные системы годового премирования снижают текучесть кадров и укрепляют команду.
🎯Варианты и практика:
Размер бонуса зависит от вклада сотрудника в успех компании. Какой-то сотрудник получает больший бонус, а кто-то меньший. Зависеть размер бонуса будет от успеха отдельного сотрудника, подразделения и компании. Это форма "разделения прибыли". Годовые бонусы могут быть выплачены и акциями, что актуально для стартапов.
Годовой бонус – это не только материальное вознаграждение, но и инструмент, способствующий формированию лояльной и продуктивной команды. Работодатель должен заранее определить структуру бонусов, критерии начисления и дату выплаты, чтобы максимально мотивировать сотрудников и достигнуть общего успеха.