Найти тему
Дневник штурмовика | про СВО

Россия все активнее использует самолеты А-50У с «летающими радарами» для выслеживания оставшихся украинских истребителей

Изображение Military watch
Изображение Military watch
На фоне растущих сообщений из множества источников, указывающих на то, что истребительные подразделения украинских ВВС несут все более тяжелые потери, а также на то, что серьезное и ухудшающееся истощение украинской противовоздушной обороны, о котором широко сообщают западные источники, подвергает оставшиеся пилотируемые авиационные подразделения все большему риску.

Сообщается, что Россия всë чаще использует свои бортовые системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У «летающий радар» для нейтрализации самолетов противника.

 Министерство обороны России начало инвестировать в модернизацию своего парка ДРЛО и управления в 2010-х годах и, по оценкам, к началу 2023 года имело на вооружении семь А-50У наряду с тремя базовыми А-50. 

Советская конструкция использовалась с 1985 года, но до последней модернизации ее авионика становилась все более устаревшей для ведения войны XXI века. К преимуществам усовершенствованной версии относятся увеличение на  15-20 процентов автономности, позволяющее каждому самолету оставаться в воздухе более 9 часов без дозаправки, а также интеграция радара «Шмель II» для замены устаревшего советского радара «Шмель», что обеспечивает большую ситуационную осведомленность, включая способность  обнаруживать пуски ракет на дальностях более 1000 км и отслеживать истребители на дальностях до 33 процентов больше предшестаенника.

 Таким образом, А-50У может отслеживать до 300 объектов и обеспечивать цели до  40  
сопровождающих боевых самолетов, тогда как оригинальный радар «Шмель» мог отслеживать только 200 и предоставлять данные только 20 самолетам. 
А-50У ДРЛО  ВВС России. Изображение Military watch
А-50У ДРЛО ВВС России. Изображение Military watch
Платформы ДРЛО и управления могут нести радары гораздо большего размера, чем самолеты размером с истребитель, что позволяет им предоставлять ценные данные о целеуказании и другую информацию, которая может обеспечить решающее преимущество в ситуационной осведомленности.

Тем не менее, российские истребительные подразделения используют системы ДРЛОиУ гораздо менее широко, чем их американские и китайские коллеги: китайский KJ-500 в настоящее время считается мировым лидером с точки зрения производительности, в то время как США намерены сократить этот разрыв с внедрением E-7 Wedgetail.

Приобретение E-7 получило экстренное финансирование в 2022 году в ответ на растущие проблемы с устаревшим парком E-3 ДРЛОиУ времен холодной войны, который оказался опасно неспособен адекватно противостоять растущему китайскому парку истребителей
- невидимок J-20 .

Таким образом, российский флот ДРЛОиУ не только в разы меньше своих американских и китайских аналогов, но и технологически сильно отстает от китайского флота и, скорее всего, отстанет от американского.

 Новая российская платформа ДРЛО А-100, усовершенствованная версия А-50, не считающаяся такой же эффективной, как Е-7 и в меньшей степени новейшей платформы KJ-500A, представленная в 2022 году, что отражает ограничения, с которыми сталкивается постсоветская электронная промышленность России. Особенно по сравнению с соседями из Восточной Азии. 

Сообщается, что комплект датчиков А-100 будет иметь производительность примерно на 30 процентов выше, чем у А-50У.
Российский А-100 ДРЛОиУ. Изображение Military watch.
Российский А-100 ДРЛОиУ. Изображение Military watch.
Россия все активнее развертывала свои А-50У в периоды высокой напряженности в отношениях с НАТО и приобрела опыт эксплуатации самолетов в зоне боевых действий, когда один из них был развернут для поддержки противоповстанческих операций в Сирии с декабря 2015 года.

Операции российских ВВС в стране также включали  перехваты 
западных, турецких и израильских истребителей, которые очень часто нарушали воздушное пространство Сирии, хотя степень роли А-50 остается неизвестной. 

В последнее время российские ВВС стали все чаще использовать А-50 для поддержки операций против украинской авиации, обеспечивая поддержку не только истребительным подразделениям, но и наземным средствам ПВО. Одним из наиболее примечательных примеров было сообщение об использовании системы в начале ноября для наведения ракеты класса «земля-воздух» 40Н6 из систем ПВО С-400 для поражения цели, находящейся на расстоянии 400 км на малой высоте – чего ракеты класса «земля-воздух» обычно не способны. Это нельзя сделать из-за ограничений на дальность обнаружения, налагаемых кривизной Земли. Соответственно, 40Н6 был построен для использования данных целеуказания со всех видов бортовых радаров, хотя особенно развитая способность А-50У отличать низколетящие цели от наземных помех и непревзойденная ситуационная осведомленность в российском флоте сделали его дополнительной платформой для обеспечения этого. 

Такое использование самолетов представляет собой один из многих видов сложных операций, в проведении которых конфликт на Украине дает российским силам уникальный опыт. 

Внедрение  Россией ракет еще большей дальности для системы С-500, которые могут поражать цели на расстоянии 600 км, будет продолжать повышать полезность самолетов ДРЛО и управления для поддержки противовоздушной обороны. 
40Н6 Ракеты класса «земля-воздух» большой дальности. Изображение Military watch
40Н6 Ракеты класса «земля-воздух» большой дальности. Изображение Military watch
Потребность российских ВВС в платформах ДРЛО и управления значительно снижается благодаря тому факту, что их парк истребителей/перехватчиков имеет самолеты с радарами в среднем более чем в два раза больше, чем у их западных аналогов. Например, перехватчик МиГ -31 «Фоксхаунд» оснащен радарами, примерно в десять раз превышающими размеры радара основного истребителя ВВС США F-16 , и, как и истребитель Су-30, он был спроектирован со вторым сиденьем специально для возможности использования в качестве «мини-платформы ДРЛОиУ", используя свою очень высокую выносливость и большой размер радара.

Тем не менее, ожидается, что российские вооруженные силы будут все активнее инвестировать в самолеты ДРЛО и управления в качестве средства дополнения наземной противовоздушной обороны и повышения ситуационной осведомленности в ответ на растущий парк самолетов-невидимок F-35 НАТО. Это отражает резкий рост ВВС США и Тихоокеанского командования, в частности, инвестиции в собственный парк ДРЛОиУ с приобретением E-7 специально для ответа на развертывание Китаем самолетов-невидимок J-20 в регионе.

Уникальное преимущество, которое российский парк ДРЛО, как ожидается, сохранит в обозримом будущем, заключается в том, что это уникальный опыт работы в зоне боевых действий высокой интенсивности, чего не было ни у одного другого эксплуатанта таких самолетов в течение более двух десятилетий. Ожидается, что он значительно улучшит возможности А-50У выполнять широкий спектр очень сложных операций.

Вы читали статью иностранного издания Military watch.

Надеюсь, что наш ВПК построит еще достаточно А100 для нужд ВВС. А вот проблема с радиоэлектронной промышленностью на лицо. Надо что-то с этим делать...

Поддержать автора и развитие канала можно тут👇👇👇

2200 7004 5079 2451 Тинькофф.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал.

Читайте другие мои статьи:

"Когда едешь на войну - нужно мысленно умереть". Психологическое состояние на этапе принятия решения о поездке в зону СВО. Часть 1

«А не ошибка ли всё это?". Психологическое состояние бойца в зоне СВО Часть 2. Учебка

"Нет, со мной такого точно не случится...". Психологическое состояние бойца в зоне СВО Часть 3. Первый день на передовой

«На передовой ты чувствуешь себя животным». Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 4. Второй день на передовой

«Когда начался бой, то 90% действий я совершал на рефлексах». Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 5. Первый бой

«Из боя я вышел живым. Но как с этим жить?». Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 6. Бой окончен, а что потом?

«Я решил: будь, что будет. Именно тогда я почувствовал себя Воином». Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 7. Атака

"Сердце стучит, но это уже не страх, а какой-то азарт". Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 8. Контратака

"Смерть осязаема и ищет, кого забрать первым, чувствуя панику". Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 9

"Тогда я упивался осознанием, что я жив и могу просто говорить". Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 10

"Ты чувствуешь запах крови, адреналин и мысль: Что я тут делаю?"Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 11

«Видимо, пилот совестливый был. Бомбы в овраг сбросил». Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 12

"Пуля раздробила мне 5 см кости". Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 13

«Люди думают, что я попал в ДТП. Ага, с калибром 7,62». Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 14

«Впереди меня ждали новые цели: заново научиться ходить.». Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 15

«Аппарат сняли, но рука лежит безвольным шлангом». Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 16

«Душевный диссонанс вызывали "целые", модно одетые, у которых всë хорошо». Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 17

«Что ты чувствовал, когда стрелял в людей? Отдачу оружия». Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 18

«Мне было намного лучше с «оружием», пусть даже в виде ножа». Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 19

«Шли по аллее, на другом конце появилась Газель. Я прицелился и нажал на спуск». Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 20

"У меня была настоящая рука Франкенштейна". Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 21