На фоне растущих сообщений из множества источников, указывающих на то, что истребительные подразделения украинских ВВС несут все более тяжелые потери, а также на то, что серьезное и ухудшающееся истощение украинской противовоздушной обороны, о котором широко сообщают западные источники, подвергает оставшиеся пилотируемые авиационные подразделения все большему риску.
Сообщается, что Россия всë чаще использует свои бортовые системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У «летающий радар» для нейтрализации самолетов противника.
Министерство обороны России начало инвестировать в модернизацию своего парка ДРЛО и управления в 2010-х годах и, по оценкам, к началу 2023 года имело на вооружении семь А-50У наряду с тремя базовыми А-50.
Советская конструкция использовалась с 1985 года, но до последней модернизации ее авионика становилась все более устаревшей для ведения войны XXI века. К преимуществам усовершенствованной версии относятся увеличение на 15-20 процентов автономности, позволяющее каждому самолету оставаться в воздухе более 9 часов без дозаправки, а также интеграция радара «Шмель II» для замены устаревшего советского радара «Шмель», что обеспечивает большую ситуационную осведомленность, включая способность обнаруживать пуски ракет на дальностях более 1000 км и отслеживать истребители на дальностях до 33 процентов больше предшестаенника.
Таким образом, А-50У может отслеживать до 300 объектов и обеспечивать цели до 40
сопровождающих боевых самолетов, тогда как оригинальный радар «Шмель» мог отслеживать только 200 и предоставлять данные только 20 самолетам.
Платформы ДРЛО и управления могут нести радары гораздо большего размера, чем самолеты размером с истребитель, что позволяет им предоставлять ценные данные о целеуказании и другую информацию, которая может обеспечить решающее преимущество в ситуационной осведомленности.
Тем не менее, российские истребительные подразделения используют системы ДРЛОиУ гораздо менее широко, чем их американские и китайские коллеги: китайский KJ-500 в настоящее время считается мировым лидером с точки зрения производительности, в то время как США намерены сократить этот разрыв с внедрением E-7 Wedgetail.
Приобретение E-7 получило экстренное финансирование в 2022 году в ответ на растущие проблемы с устаревшим парком E-3 ДРЛОиУ времен холодной войны, который оказался опасно неспособен адекватно противостоять растущему китайскому парку истребителей
- невидимок J-20 .
Таким образом, российский флот ДРЛОиУ не только в разы меньше своих американских и китайских аналогов, но и технологически сильно отстает от китайского флота и, скорее всего, отстанет от американского.
Новая российская платформа ДРЛО А-100, усовершенствованная версия А-50, не считающаяся такой же эффективной, как Е-7 и в меньшей степени новейшей платформы KJ-500A, представленная в 2022 году, что отражает ограничения, с которыми сталкивается постсоветская электронная промышленность России. Особенно по сравнению с соседями из Восточной Азии.
Сообщается, что комплект датчиков А-100 будет иметь производительность примерно на 30 процентов выше, чем у А-50У.
Россия все активнее развертывала свои А-50У в периоды высокой напряженности в отношениях с НАТО и приобрела опыт эксплуатации самолетов в зоне боевых действий, когда один из них был развернут для поддержки противоповстанческих операций в Сирии с декабря 2015 года.
Операции российских ВВС в стране также включали перехваты
западных, турецких и израильских истребителей, которые очень часто нарушали воздушное пространство Сирии, хотя степень роли А-50 остается неизвестной.
В последнее время российские ВВС стали все чаще использовать А-50 для поддержки операций против украинской авиации, обеспечивая поддержку не только истребительным подразделениям, но и наземным средствам ПВО. Одним из наиболее примечательных примеров было сообщение об использовании системы в начале ноября для наведения ракеты класса «земля-воздух» 40Н6 из систем ПВО С-400 для поражения цели, находящейся на расстоянии 400 км на малой высоте – чего ракеты класса «земля-воздух» обычно не способны. Это нельзя сделать из-за ограничений на дальность обнаружения, налагаемых кривизной Земли. Соответственно, 40Н6 был построен для использования данных целеуказания со всех видов бортовых радаров, хотя особенно развитая способность А-50У отличать низколетящие цели от наземных помех и непревзойденная ситуационная осведомленность в российском флоте сделали его дополнительной платформой для обеспечения этого.
Такое использование самолетов представляет собой один из многих видов сложных операций, в проведении которых конфликт на Украине дает российским силам уникальный опыт.
Внедрение Россией ракет еще большей дальности для системы С-500, которые могут поражать цели на расстоянии 600 км, будет продолжать повышать полезность самолетов ДРЛО и управления для поддержки противовоздушной обороны.
Потребность российских ВВС в платформах ДРЛО и управления значительно снижается благодаря тому факту, что их парк истребителей/перехватчиков имеет самолеты с радарами в среднем более чем в два раза больше, чем у их западных аналогов. Например, перехватчик МиГ -31 «Фоксхаунд» оснащен радарами, примерно в десять раз превышающими размеры радара основного истребителя ВВС США F-16 , и, как и истребитель Су-30, он был спроектирован со вторым сиденьем специально для возможности использования в качестве «мини-платформы ДРЛОиУ", используя свою очень высокую выносливость и большой размер радара.
Тем не менее, ожидается, что российские вооруженные силы будут все активнее инвестировать в самолеты ДРЛО и управления в качестве средства дополнения наземной противовоздушной обороны и повышения ситуационной осведомленности в ответ на растущий парк самолетов-невидимок F-35 НАТО. Это отражает резкий рост ВВС США и Тихоокеанского командования, в частности, инвестиции в собственный парк ДРЛОиУ с приобретением E-7 специально для ответа на развертывание Китаем самолетов-невидимок J-20 в регионе.
Уникальное преимущество, которое российский парк ДРЛО, как ожидается, сохранит в обозримом будущем, заключается в том, что это уникальный опыт работы в зоне боевых действий высокой интенсивности, чего не было ни у одного другого эксплуатанта таких самолетов в течение более двух десятилетий. Ожидается, что он значительно улучшит возможности А-50У выполнять широкий спектр очень сложных операций.
Вы читали статью иностранного издания Military watch.
Надеюсь, что наш ВПК построит еще достаточно А100 для нужд ВВС. А вот проблема с радиоэлектронной промышленностью на лицо. Надо что-то с этим делать...
Поддержать автора и развитие канала можно тут👇👇👇
2200 7004 5079 2451 Тинькофф.
Подписывайтесь на мой телеграм-канал.
Читайте другие мои статьи:
«А не ошибка ли всё это?". Психологическое состояние бойца в зоне СВО Часть 2. Учебка
"Пуля раздробила мне 5 см кости". Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 13
"У меня была настоящая рука Франкенштейна". Психологическое состояние бойца в зоне СВО. Часть 21