Найти в Дзене

Организуем учебную среду для детей с РАС

Оглавление

Продолжаем рассматривать специфику организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Image by zazdorovie
Image by zazdorovie

Известно, что ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка. Особенно это актуально по отношению к детям с расстройствами аутистического спектра.

Социальная значимость проблемы аутизма определяется его высокой частотой встречаемости. На современном этапе аутизм признается первазивным нарушением развития, т.е. затрагивающим все стороны психики ребенка.

Структурирование учебного пространства и времени

Аутичный ребенок имеет значительные трудности произвольной организации себя в пространстве и времени, трудность взаимодействия с детьми и взрослыми, часто невозможность ориентироваться в той или иной коммуникативной или учебной ситуации.

Отдельной задачей в организации учебной деятельности ребенка с аутизмом является работа над созданием внешних маркеров и правил жизни в классе и на уроке, т.е. работа по структурированию учебного пространства и времени.

Структурирование помогает снизить у ребенка уровень стресса, тревоги и фрустрации в различных ситуациях, возникающих в образовательной среде. Адаптация и последовательное изменение окружающей среды в школе, на уроке, на перемене позволит осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы для организации своего поведения.

Растерянность и тревога ребенка уменьшатся, если он четко усвоит свое основное место занятий, и что он должен делать во всех других местах школы, где он бывает. В некоторых случаях поможет использование схемы, плана школы.

Продуманная организация пространства дает аутичному ребенку возможность усвоить социальные функции различных предметов, помещений, сформировать способы социально приемлемых действий с предметами, ситуативные социально-поведенческие паттерны и коммуникативные навыки. Для этого необходимо соблюдать ряд условий: окружающая ребенка обстановка должна характеризоваться упорядоченностью и умеренностью.

Создание упорядоченного пространства

  1. Определить функциональное назначение каждого помещения в школе. Например, буфет, столовая – для приема пищи, туалет – для «туалетных» процедур. Каждая комната или кабинет должны быть условно разделены на «зоны» для различных видов деятельности (например, «учебная зона», «зона отдыха», «игровая зона»).
  2. Всегда выполнять определенный вид деятельности только в соответствующем помещении. Занятия «в зоне отдыха», перекусывание в раздевалке – недопустимы. Создание порядка и предсказуемость действий позволяют аутичному ребенку наилучшим образом адаптироваться к окружающей его обстановке, сформировать ситуативные социально-поведенческие паттерны.
  3. Учебные и игровые материалы, предметы быта должны находиться только в соответствующем помещении или «зоне». Это помогает ребенку в полной мере осознать социальные функции различных предметов, лучше ориентироваться в окружающей обстановке. Перемещение предметов в несоответствующее для них место неприемлемо и значительно затрудняет ориентацию ребенка в пространстве и познание социальных функций предметов, помещений.
  4. Усложнение организации учебного пространства осуществляется постепенно. На первом этапе работы по формированию стереотипа учебного поведения пространство организуется таким образом, чтобы ребенок не отвлекался от заданий. Желательно посадить ребенка подальше от двери и окна. Важно, чтобы перед глазами ребенка не было объектов, к которым у ребенка имеется повышенный интерес (например, раковина с водой, глобус и т.п.) или являются пугающими (например, предметы определенного цвета или формы).
  5. Ребенку важно видеть последовательность событий, происходящих с ним в этой среде, их временные границы, длительность и взаимосвязь. Такая предсказуемость помогает организовать и упорядочить поведение ребенка, облегчить переключение с одной деятельности на другую, избежать проявлений агрессии и аутоагрессии.
    Созданию такой предсказуемости способствует применение визуальных расписаний. Они могут использоваться в различных видах деятельности и в различных ситуациях. Чем глубже аутистическая дезадаптация ученика, тем более развернутой должна быть помощь в освоении этих расписаний, тем детальнее должны быть они проработаны, тем конкретнее, нагляднее должны быть их формы.

Варианты визуального расписания подбираются для конкретного ребенка с учетом его особенностей восприятия и индивидуальных потребностей:

фотоизображения самого ребенка в различных ситуациях и деятельности;
фотоизображения предметов, используемых ребенком в различных ситуациях;
фотоизображения мест, где происходят те или иные виды деятельности, занятия ребенка;
рисунки (картинки) предметов;
схематические изображения (символы);
надписи;
сочетание изображений (фото, рисунков) и надписей;
предметы (атрибуты), используемые ребенком в той или иной деятельности, расположенные в определенной последовательности и др.

Для структурирования учебного времени можно использовать электронные таймеры, песочные часы, компьютерные программы, гаджеты. Использование их в учебном процессе формирует представление ребенка о начале и конце той или иной деятельности, способствует пониманию длительности временных интервалов, осознанию понятия времени.

Также очень важно при обучении такого ребенка учитывать наличие у него особенностей восприятия. Например, при повышенной световой чувствительности ребенок может бояться заходить в учебный кабинет, где работают лампы дневного света; будет избегать уроков музыки или физкультуры при наличии сверхчувствительности к звуковым раздражителям.

Автор статьи:

-3

Ресурсный класс как модель организации обучения детей с РАС