В статье рассматривается одна из актуальных проблем отечественной системы образования – организация обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), анализируются основные трудности и возможности их включения в инклюзивное образовательное пространство, представлено описание одной из современных образовательных моделей для таких обучающихся.
Каковы основные трудности детей с РАС?
Детский аутизм рассматривается как особый тип нарушения психического развития, затрагивающий все стороны психики ребенка. При этом отмечаются выраженные нарушения социального взаимодействия, коммуникации и поведения.
Развитие коммуникации у детей с РАС обычно начинается позже, чем у типично развивающихся сверстников и происходит медленнее или неравномерно, с опережением или отставанием в тех или иных аспектах, т.е. трудности с развитием социальных навыков относятся к области ключевых дефицитов у детей с РАС.
Как ребенок с РАС контактирует с окружающими?
Такой ребенок контактирует с окружающим по своим правилам. Эти контакты всегда стереотипны, потому что уже отработанные способы взаимодействия не требуют от пресыщаемой и истощаемой психики аутичного ребенка столь серьезных усилий, затрат, как что-то новое, непривычное, неизведанное.
Любые изменения в окружающем вызывают у него сопротивление, тревогу, беспокойство, страх, агрессию. Часто в связи с таким своеобразием поведения возможность обучения и пребывания ребенка с аутизмом в коллективе сверстников ставится под вопрос. Несмотря на имеющиеся трудности, дети с РАС так же, как и их сверстники, нуждаются в общении.
У каждого ребёнка с РАС уровень развития коммуникативной, интеллектуальной, речевой, эмоциональной, двигательной сфер, а также, самостоятельности, социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания может значительно различаться, и эти различия существенно больше, чем при типичном развитии.
Образовательная среда для детей с РАС
Аутистические проявления в развитии детей очень разнообразны, что приводит к отсутствию единого подхода к организации системы помощи детям с РАС, и, в частности, образовательных условий для них.
Каждый ребенок достоин создания условий и среды, которая способствовала бы его максимальному развитию и учитывала его особенности. Создание такой образовательной среды возможно не только в специальных (коррекционных), но и в общеобразовательных учреждениях, куда может прийти любой ребенок с РАС.
Чтобы реализовать право детей с РАС на получение адекватного их возможностям и способностям образования, должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения.
Одной из таких моделей организации обучения детей с РАС являются ресурсные классы, которые на современном этапе открываются по инициативе родителей, воспитывающих таких детей. Именно они формируют запрос на создание в школе специальных условий обучения для детей, нуждающихся в этом.
Как происходит организация обучения ребенка с РАС по модели ресурсного класса
Ресурсный класс
это специальная образовательная модель, позволяющая ученику сочетать, в зависимости от своих потребностей и возможностей, инклюзивное образование и индивидуальное обучение. При этом ученик официально зачислен в общеобразовательный класс, ресурсный класс — это место, где ребенок может получать дополнительную помощь в соответствии со своими потребностями.
Интенсивность оказываемой поддержки определяется для каждого обучающегося индивидуально, в соответствии с имеющимися у него интеллектуальными дефицитами, наличием или отсутствием проблемного поведения и постоянно модифицируется на основании изменений, происходящих с самим ребенком, и с учетом его возраста.
В ресурсном классе могут обучаться дети, которые основную часть времени проводят на уроках в общеобразовательном классе и отдельные часы в ресурсном, и те, для для кого обучение в ресурсном классе является основным. Основной особенностью является последовательное включение в учебную деятельность общеобразовательных классов.
Включение ребенка в работу общеобразовательного класса происходит в индивидуальном режиме. Решение о готовности ученика посещать уроки принимают супервизор и куратор ресурсного класса. Каждому ребенку выделяют тьютора и зачисляют в общеобразовательный класс.
На начальных этапах обучение осуществляется только в индивидуальном формате, то есть ученик работает один на один с тьютором в ресурсном классе. Позже его начинают подключать к занятиям в малой группе, которые проводит учитель ресурсного класса. На последующих этапах вместе с тьютором ребенок начинает посещать уроки общеобразовательного класса.
Каждый обучающийся имеет индивидуальную адаптированную программу, включающую описание условий, специфичных конкретно для него, адаптацию учебных материалов, а также учебный график, планирование осуществляемой работы.
Важными составляющими процесса успешной организации ресурсных классов в школьной организации, на наш взгляд, являются:
- запрос от семей, где воспитываются дети с особыми образовательными потребностями;
- готовность школы создавать специальные образовательные условия для детей с РАС;
- наличие специалистов – команды ресурсного класса; наличие помещения для реализации проекта.
Ресурсные классы является необходимым компонентом образовательной программы для всех детей с особыми образовательными потребностями и не только.
Достоинства инклюзивного обучения детей
- Возможность эффективного развития коммуникативных навыков, расширения их социального опыта.
- Позволяет детям с РАС постепенно инклюзироваться, делая обучение комфортным и эффективным не только для самих обучающихся, но и для обычных детей, для всего педагогического коллектива образовательного учреждения.
- Многовариантность удовлетворения разных образовательных потребностей, возможность перехода из одних образовательных условий в другие по мере развития ребенка.