Депутаты ни дня не могут без новых гениальных инициатив. Часто выходит так, что еще прошлые их творения не реализованы, а они уже спешат наслоить на них что-то новое. Вот подоспела свежая идея, которая со всей силы демонстрирует невероятную трудоспособность наших законотворцев.
Проект под кодовым названием «местная полка» предлагает отдать 25% всего пространства магазина под локальные товары. Выпущенные в том же регионе, где находится торговая точка.
Очень похоже, что эта инициатива была списана с такой же, но более глобальной. Уже предлагалось организовать «российскую полку». То есть насильно обязать магазины иметь у себя в ассортименте товары отечественных производителей.
У инициаторов есть 3 тезиса, которыми они пытаются обосновать свой замечательный законопроект.
1. Логистическая выгода. Мол, в цену местного товара не закладываются издержки на его перемещение и соответственно он на полке будет стоить дешевле. Все очень логично.
Только вот, сети вкладываются в распределительные центры, имеют огромный штат категоричных менеджеров и отделы логистики. Годами ищут и перебирают товары, чтоб получить наиболее выгодное предложение. А все потому что неразумные не спросили подсказки у депутатов. Надо было сразу к ним обращаться.
На самом же деле, когда сеть заходит в новый регион она обязательно смотрит, что именно пользуется тут спросом. Везде есть свои локальные лидеры и сети сами стучатся к ним в дверь, чтоб договориться и продавать их у себя. Потому что это генератор трафика. Если у вас нет какой-то локальной всеми любимой условной «Краковской» колбасы, то покупатели пойдут к конкуренту, у которого она есть.
При этом возможно, что местный колбасный завод офигеть как лупит цены, и точно такую же «Краковскую» было бы дешевле откуда-то привозить. Так что предпочтения людей сильно важнее, чем цена или там затраты на логистику. И забота депутатов здесь вообще лишняя.
Второй их тезис – что если покупать на месте, то продукт останется свежим. Да, они на полном серьезе использовали этот аргумент. Проблема только в том, что скоропорт и так покупается максимально близко к месту продажи. Никто не будет возить хлеб из соседнего региона.
Прелесть современной торговли в том, что ты заходить магазина например в Сургуте и пред тобой сотни товаров привезенных со всех уголков мира. Свежих, готовых к употреблению товаров. Безусловно, можно напрячься и вырастить бананы в ХМАО, но лучше как все возить их из Эквадора.
И третий тезис – развитие предпринимательства в регионах. Кстати, вот совершенно не против увеличения доли российских или каких-то региональных товаров. Больше рабочих мест и рост конкуренции – для нас потребителей – это прекрасно. Но только когда это не происходит из под палки.
Когда компании дают преференции исключительно на основе ее места регистрации – это имеет совершенно обратный эффект. Трудно представить более благодатную почву для коррупции. И падение качества продукта будет наименее неприятным исходом из всех возможных.
Более того, насильное размещение на полке по какой-то выдуманной квоте означает, что с этой полки кого-то надо будет выкинуть. То есть добротные поставщики годами соблюдали стандарты, выполняли условия договоров, побеждали на конкурентном рынке, а тут будь добр уступи место нуждающимся.
Или вот представьте, насколько легко региональным конторам будет объединиться, войти в сговор и начать например завышать цены. Сетям в принципе будет очень сложно заполнить четверть своего ассортимента исключительно местной продукцией. Придется торговать тем, что дают.
То есть условные «Пятерочки» и «Магниты» будут вынуждены искать минимум 1000 наименований в регионе, где они работают. Это же должен быть качественный производитель, который сможет выдавать нужные объемы, еще и быть востребованным у покупателей. Сейчас это из области фантастики.
Остается надеяться, что законодатели пред тем как вводить «местную полку» сначала разберутся с «российской». Что там что там нужно огромное количество поправок и доработок. Потому что в текущем виде инициативы совершенно мертворожденные.