Найти тему
ONCOLOGY.ru | ОНКОЛОГИЯ.ру

Заболеваемость раком молочной железы растёт, а смертность?

Заболеваемость женщин карциномой молочной железы только растёт, значит ли это, что растёт и смертность от рака? Если бы в медицине ничего не поменялось, то сегодня умирало бы на треть больше, чем полвека назад, а на самом деле гибнет на 42% меньше. Что больше всего влияет на смертность?

Исследователи десятка американских университетов сравнили смертность от рака молочной железы в 1975 году со статистикой 2019 года и рассчитали вклад в снижение числа смертей регулярного маммологического скрининга, лечения карцином I-III стадии и отдельно лечения метастатического рака.

Надо заметить, что за 45 лет терапия РМЖ, если и не радикально, то существенно изменилась. Конечно, в первую очередь поменялись подходы к оперативному лечению в сторону меньшего травматизма. Химиотерапия тоже не стояла не месте: лекарств в схемах меньше, курсы короче, но «злее». Применяются блокаторы гена HER-2neu, гормонотерапия приросла годами при меньшей агрессивности. Как отразились на прогнозе изменения в лечении карцином?

За 45 лет смертность в США снизилась с 48 до 27 на 100 тыс., если бы онкология «топталась на месте», было бы 64 погибших на 100 тыс. Совокупно смертность снизилась на 42%, регулярный скрининг – выявление рака на ранней стадии снизило частоту смерти на 25%. Максимально скрининг сказался на смертности женщин с позитивной по гормонам (ER) и гену HER2 опухоли – минус 71%, при отрицательных ER и HER2 – на 39% ниже 1975 года.

Изменение в лечении РМЖ I-III стадии привело к снижению смертности на 47%, тогда как метастатического рака – на 29%. Максимальный прирост выживаемости больных метастатическим РМЖ случился после 2000 года, когда были и таксаны, и трастузумаб, а доксорубицин занял пьедестал онкологического почёта, но начали меняться схемы и интенсивность химиотерапии, появились новые гормональные средства. Медиана выживаемости выросла с 1,9 лет до 3,2, при положительном по ER и HER прибавила 2,5 года, тогда как при отрицательном ER и HER – только полгода. Надо заметить, что позитивный ген HER прогноз только портит, в отличие от отрицательного.

Исследование улучшает настроение, потому что показало «отдачу для здоровья населения от многолетних инвестиций в исследования, клиническую помощь и программы общественного здравоохранения».

Американцы считали «про своих», исследование нельзя экстраполировать на наших женщин, хоть смертность россиянок в 2022 году от РМЖ даже меньше – 25,97 против 27 на 100 тыс. в США, диспансеризация – вообще «наше всё», а клинические рекомендация Минздрава ни в чём не уступают гайдлайнам. В 1975 году выбор лекарств в советских онкологических отделениях был похуже и сами лекарства пожиже. Несомненно, что в процентах выгода за прошедшие 45 лет будет покруче американцев, которые в 1975 году имели для терапии и больше, и лучше качеством, а советские врачи смерть от больных раком отгоняли смекалкой, упорством, личными талантами и лекарствами, сегодня забытыми по ненадобности.

Первоисточник: https://oncology.ru/specialist/library/reviews/2024/01/22/

Делитесь своими мыслями в комментариях к посту!