Найти в Дзене

"Все мелодии спеты", или Более чем детально о процессе разработки и изготовления дидактического пособия для дошкольников

Оглавление

"Все мелодии спеты, стихи все написаны..." Помните, откуда строчка? Без нее сегодня нам не обойтись, и на эту мыль навел меня один из комментариев к статье "Денег нет, без вариантов": когда воспитателю детского сада действительно стоит самостоятельно разработать дидактическое пособие". Хочу поделиться своим видением истории с понятиями "проектирование дидактического пособия" и "изготовление дидактического пособия". Разделять будем их или рассматривать как единое целое?

"Все мелодии спеты", или Детально о процессе разработки и изготовления дидактического пособия для дошкольников
"Все мелодии спеты", или Детально о процессе разработки и изготовления дидактического пособия для дошкольников

Как связаны между собой понятия "проектирование дидактического пособия" и "изготовление дидактического пособия"?

Во времена "Богов, воителей и королей" воспитатели, к примеру, поголовно занимались воспроизведением Геоконта Воскобовича. И да, ведь представляли это на конкурсах и ярмарках педагогических идей. Не знаю, что появилось раньше, но Геобордом это пособие так же называли (хотя принципиальные отличия все же имеются у этих пособий).

В общем, изощрялись педагоги (в том числе и в плане оформления) как могли. Но самый изощренный вариант я увидела у коллеги в соседней группе - толстая фанера, обклеенная самоклейкой (да, тогда и этим все страдали, обклеивая ей все и вся). К фанере крепились силовые кнопки, которые вообще ничем не были закреплены, кроме как собственным гвоздиком. То есть пособие это было далеко не безопасным. И далеко не разработанным, а попросту воспроизведенным. Кстати, слово подобралось само собой. Воспроизведенное пособие.

Воспроизведенное дидактическое пособие не является спроектированным (иначе говоря, разработанным) вами, даже если это именно вы придумали как крепить эти силовые кнопки. В этом случае мы будем оперировать фразой "изготовленное (а лучше, воспроизведенное) мной дидактическое пособие", то есть от и до скопированное. По мастер-классу или даже без него, просто по какому-либо визуалу, но с тем же функционалом (насколько педагог по визуалу смог его оценить).

А вот если педагог увидел в найденном пособии иной дидактический потенциал и способен его реализовать, внеся корректировки (понимаем под этим не изменение части дизайна, а именно модернизацию функционала) для решения новых задач, в том числе ориентируясь на аналитические данные и потребности своей целевой аудитории, это будет проектированием. Причем процесс изготовления будет логичным продолжением этапа проектирования дидактического пособия в случае, если педагог не передал его на аутсорс активным родителям или младшему воспитателю (да, такие младшие бывают).

Таким образом проектирование и изготовление дидактического пособия - комплексный процесс, но только в тех условиях, которые я описала.

Как спроектировать и изготовить дидактическое пособие своими руками

Ну а теперь, собственно, к схеме разработки дидактического пособия. В этой статье я не ставлю задачи классификации дидактических материалов, эту информацию очень просто раздобыть на просторах интернета. Ну, а поскольку вопросом классификации занимался не один автор, не хочу ориентировать коллег на что-то конкретное.

Схема разработки будет достаточно универсальна, и в целом подойдет для изготовления большинства видов дидактических пособий для дошкольников. Различия будут лишь в емкости и функциональности содержания, а так же сложности способа исполнения. Схему я делю как раз на два процесса: проектирование и собственно изготовление. Поехали.

Что первостепенно, как считаете: формулирование цели и задач или анализ целевой аудитории?

Все зависит от ситуации. Но в большинстве случаев это, все-таки, аналитическая деятельность и только потом задачи.

Дидактические пособия не делают просто так, чтобы они были. Какие бы цели они не преследовали. Даже если это конкурсная работа или еще что-то.

Плюс сюда может подключиться еще одна из ошибок, которую допускают воспитатели, - разработка пособия с образа. "Ничего себе, что я нашла! Классно же! Добавлю сюда еще вот это, вообще супер будет". Только не подумали, почему-то: "А детям "зайдет"? А поможет преодолеть их образовательные дефициты? В итоге что? Потраченное время. Уйма времени. Чтобы сложить красоту в коробку и протирать пыль.

Именно поэтому первое, что стоит сделать, - заглянуть в аналитическую справку по итогам диагностики детей вашей группы.

  • Вы ведь там уже отразили массовые образовательные дефициты? Возьмите лист бумаги и разделите его на три столбца.
  • В левый запишите эти дефициты. Ранжировать не обязательно, все зависит от того, какой длины будет этот список. В средний столбец запишите детские образовательные инициативы.
  • В правый - наиболее интересные для детей активности. Это могут быть, конечно, и виды детской деятельности, но это будет слишком широко. Возьмите более узко. Что в рамках конкретного вида детской деятельности наиболее интересует детей?
Возьмем, к примеру, познавательно-исследовательскую деятельность. Это ведь и математика, и окружающий мир (а в нем природа и социум) и так далее. Чем именно дети любят заниматься? Примеры приводить достаточно сложно, все зависит от степени материально-технического оснащения конкретного детского сада. Если, к примеру, в учреждении есть программируемые игрушки, вряд ли детям будет интереснее решать графический диктант на листе в клетку, правда? От этого и стоит плясать.

Ну а теперь постарайтесь синтезировать дефициты, образовательные инициативы и любимые детские активности. Сложно? Да, придется подумать. Но при этом вы формулируете такое прочное обоснование, что вряд ли кто-то сможет подкопаться. А эксперты конкурсных и аттестационных комиссий, научные руководители инновационных площадок, по опыту, очень любят задавать подобные вопросы.

Вы помните, да, что контекст этой и предыдущей статей заключается в разработке дидактического пособия в рамках масштабных мероприятий?

Итог какой? Вы определились с направлением дидактического пособия. Что это будет? Окружающий мир? А в нем что - социум и рукотворный мир или ознакомление с природой? Математика? Связная речь и коммуникация? Или вы хотите многофункциональное и "долгоиграющее" пособие? Теперь формулируйте цель и задачи, разделяя их на образовательные, развивающие и воспитательные. Обращаю ваше внимание на то, что названия групп задач, используемые вами, могут звучать несколько иначе.

Пример из практики - создание воспитателем детского сада дидактического пособия, направленного на словообразование

Из практики. Рассказываю на примере детей старшей группы в нашем детском саду.

  1. На протяжении нескольких лет по итогам педагогической диагностики мы фиксировали тенденцию снижения показателей по образовательной области "Речевое развитие". Я про детский сад в целом. Причем, думаю, что никого не удивлю этой информацией, потому как это повсеместная беда. Вот он, дефицит массовый, а в каждой конкретной группе внутри него он будет свой.
  2. В это же время наш логопед увлеклась играми с фонариком всем известного автора. Дети, посещающие занятия логопеда, рассказывали остальным как классно на этих занятиях. Это, получается, интересная для детей активность. Итого: два столбца уже можем заполнить.
  3. Что с третьим? Напоминаю, дети старшей группы. Проявляют активность в коммуникации, задают множество вопросов. Вот она, образовательная инициатива. Звезды, как говорится сошлись.

К слову, тематика самообразования у воспитателя этой группы была в направлении развития у дошкольников коммуникативных умений. А их рассматривали как коммуникативный компонент алгоритмических умений дошкольников (формирование алгоритмических умений являлось темой инновационной деятельности детского сада). Почему же звезды сходятся постоянно, скажете вы? Потому что мы придерживались вот этой схемы планирования деятельности детского сада в целом и конкретного педагога в нем (это значительно облегчает жизнь всем):

Так вот, мы подхватили идею игр с фонариками и реализовали ее в деятельности воспитателя.

То есть, как видите, сначала случилась аналитическая деятельность, а потом уже были сформулированы цель и задачи. И только после этого отобраны методы, определен дизайн и изготовлено (там тоже не один пункт) дидактическое пособие.

Получившееся в результате дидактическое пособие было направлено на словообразование (потому что именно это направление подсказала нам педагогическая диагностика детей данной группы) и называлось "Чей хвост?" в рамках тематики "Зоопарк". И это уже не всем известные пазлы, когда хвост надо совместить с животным. В нашем случае животное было спрятано за кустом, а виден был лишь хвост. Чей хвост? Львиный, тигриный, слоновий, обезьяний и так далее. Кусты мы предусмотрели интерактивными и разного вида (высокие и низкие, широкие и узкие, маленькие и большие, с крупными и мелкими листьями, цветущие и нет). При необходимости всех животных можно было извлечь, а так же построить связное высказывание типа: "Этот хвост львиный. Лев прячется за высоким кустом с мелкими листьями."

И здесь не столько важны математические представления (хотя их развитие является одной из задач второго порядка), сколько умение ребенка вычленить особенности изображенного предмета и применить это в речи. Потом меняем животных местами, и лев уже скрылся (и это слово тоже можно использовать) за низким, но широким кустом с желтыми цветами.

В чем еще преимущество данного пособия? Я уже рассказывала про автодидактичность. Здесь она в двойном объеме: фонарик и возможность извлечь животного. И еще момент: современный ребенок не станет сидеть полчаса перед мольбертом и педагогом с указкой и рассказывать. Чем больше анализаторов задействовано в процессе какой-либо деятельности, тем больше она откликается у ребенка. Кроме этого, следует помнить, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста - игра. А с этим вариантом дидактического пособия организовать дидактическую игру не составит труда.

Ребят, постаралась "разжевать" процесс проектирования и изготовления дидактического пособия от начальной точки в виде аналитической деятельности до формулирования задач. Торможу. В следующей статье продолжим, так что присоединяйтесь, если вы еще не с нами. Так вы точно не пропустите новый материал. Буду признательна лайку и рада пообщаться по теме в комментариях. Велком.

Кстати, здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.

Если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):

СберЧаевые