Найти тему

Запускаем учебный год без истерик. Планируем работу грамотно

Оглавление

Начинается новый учебный год. Как все успеть? Как не сойти с ума от разработки сентябрьской документации? Организуем работу в гармонии с собой, руководством и детским садом в целом. 

Все направления педагогической деятельности в течение учебного года должны перекликаться между собой
Все направления педагогической деятельности в течение учебного года должны перекликаться между собой

Чек-лист для педагога детского сада по подготовке документации

Что здесь важно? Почему воспитатели, как говорится, зашиваются? Потому что работают, пытаясь объять необъятное. В годовом плане детского сада одна задача, педагог берет тему для самообразования диаметрально противоположную. А ещё игровую среду нужно модернизировать, сделать и там, и там, и в центре физического развития, и в речевом. Работой с родителями нагружают, три собрания как минимум надо провести за год, регулярно оформлять стенды в раздевалке. А как же групповые чаты? Ещё и их вести. И образовательный процесс никто не отменял. 

Возьмите за правило этот порядок действий

1. Тщательно изучите результаты педагогической диагностики в конце учебного года, выявите дефициты, попробуйте сформулировать причины.

Это поможет вам определить приоритеты и направления работы на новый учебный год. Они будут касаться, в первую очередь, оптимизации работы с детьми, но в то же время вы поймёте, какие векторы выбрать для своего профессионального развития, совершенствования игровой среды и других моментов. 

2. Вникайте в информацию, озвучиваемую на итоговом педагогическом совете.

Как правило, завершается он формулировкой задач деятельности детского сада в новом учебном году. Годовой план работы ДОУ будет разработан на основе этих задач. Внимание! Идеальный вариант - когда методист делает это в коллаборации с педагогами детского сада. Не в том плане, что воспитатель или специалист должен написать какую либо часть этого плана, а тогда, когда выявляются и учитываются при разработке потребности и интересы членов педагогического коллектива. Так что в ходе итогового педагогического совета вы вполне можете выразить свои пожелания о работе в новом учебном году.  Не стесняйтесь это делать. Ведь гораздо приятнее работать с тем, что важно и интересно именно вам.

Так вот. Сравните озвученные задачи с результатами, полученными в первом пункте. Как их можно интегрировать? Да, интегрировать. Кстати, про интеграцию в образовательном процессе писала здесь:

Ещё идеальнее, если проект годового плана разработан уже к концу июня, и по выходу из отпусков педагог уже может с ним ознакомиться и начать работать. Как минимум, на это есть не такие загруженные 2 недели до наступления 1 сентября. Выйдя из отпуска, подойдите к старшему воспитателю и уточните, готов ли проект плана и можно ли с ним ознакомиться. 

Почему проект? Потому что утвердите вы его на заседании первого педагогического совета. А до этого момента годовой план будет пребывать в формате проекта и претерпевать незначительные корректировки.

3. Скорее всего, вы уже заранее подумали о том, какую тему взять для работы по самообразованию. Посмотрите как она соотносится с годовым планом работы детского сада. Кроме этого, результаты педагогической диагностики тоже могут стать одним из индикаторов. Возможно, вам стоит освоить какие либо технологии для оптимизации образовательного процесса. Найдите точки соприкосновения с этими двумя документами и, исходя из них, сформулируйте тему. Кстати, буду рада, если у вас возникнут вопросы по поводу выбора темы для работы по повышению профессионального мастерства и её формулированию. Напишите их в комментариях. В одной из следующих статей постараюсь описать правила выборы темы и способы её формулирования, а ваши вопросы помогут сделать контент более адресным. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.

4. Структура работы над темой по самообразованию - не тема этой статьи, но скажу, что сюда же как раз вы и включите модернизацию среды. Ведь в течение учебного года проходят то конкурсы, то смотры игровых центров, то просто контроль со стороны администрации детского сада. В годовом плане вы, кстати, увидите и это. Пусть в работе будет одно-два направления, один-два игровых центра, но за год вы их существенно пополните. А все, что вы делаете помимо самообразования, просто записывайте в календарный план. Как это сделать, я писала здесь.

5. Что касается работы с родителями, я так же сторонник педагогической поддержки в рамках единой темы в течение года, но осуществляемой посредством различных форм работы. Проанализируйте, какие формы вызывают наибольший отклик среди родителей. Уже давно должны исчезнуть из планов "консультации", большее число "наглядной информации" и прочее. Это не работает. Старайтесь организовывать мероприятия практического характера, лучше, если они будут вместе с детьми. Пусть их будет меньше, но зато качественные, и они обязательно принесут свой положительный результат. 

Подведём итог

1. Рефлексия по итогам учебного года на основании педагогической диагностики и других материалов.

2. Анализ задач деятельности детского сада в новом учебном году и работа с годовым планом.

3. Выбор направления и формулирование темы самообразования по итогам синтеза пунктов 1 и 2. Разработка плана работы.

4. Определение направлений модернизации игровой среды в соответствии с темой по самообразованию. Включение мероприятий по модернизации в план работы над темой по самообразованию.

5. Определение направлений работы с родителями в соответствии с темой по самообразованию. Разработка плана работы с родителями.

Смотрите, получается нужно оформить всего 2 документа, но в них будет отражено многое: план работы над темой по самообразованию и план работы с родителями. Эти документы - база, и я уверена, что они требуются в каждой образовательной организации. Напишите в комментарии, какие документы вы ещё оформляете в начале учебного года. Разберём вместе.

Но самое важное здесь, на мой взгляд, не в количестве. Теперь вы можете работать в гармонии с собой и с детским садом, не распыляясь на кучу направлений. Организовав таким образом свою работу, вам точно будет что показать, если вдруг методист даст вам в нагрузку подготовку материала на тематический педсовет. Не нужно будет бросаться и что-то выдумывать. Разные направления работы перекликаются между собой, требуют меньше писанины, а вы, в свою очередь, обретаете практический опыт во всех направлениях работы по какому либо вопросу и точно сможете поддержать при случае профессиональный диалог. Классно же? Конечно, придется подумать побольше, попланировать, почеркать, а не просто скачать файл из интернета. Но на это есть у педагога 2 недели августа и весь сентябрь (в большинстве учреждений отчетная документация сдаётся к концу сентября). 

Друзья, на моем канале много интересных практических материалов. Подписывайтесь, чтобы не пропустить выход новых, к так же иметь доступ к материалам для подписчиков. Лайк и комментарий по теме приветствуются.