Найти в Дзене

От "Дара белого астронавта" до "Чёрной радуги". Фантастика и жизнь писателя Евгения Наумова

С прошлого века стоит на моей полке авторский сборник советского писателя и журналиста Евгения Ивановича Наумова (18. 06.1939 — 21.10.1992) "Коралловый город", в который вошли две его сказочно-фантастические повести: заглавная и ещё одна – с длинным названием "Утро вечера мудренее: сказочная история с необычайными приключениями, волшебными фокусами и странными превращениями, которая могла бы произойти с любым из вас".

Сразу же уточню, что повесть "Утро вечера мудренее" была впервые опубликована в красноярском журнале "Енисей" (№№ 4, 5, 6 за 1967 год), затем вышла отдельным изданием в 1969 году в Магадане, значительно позднее (в 1988 году) под названием "Дар белого астронавта" была напечатана Хабаровским книжным издательством. А через два десятка лет была издана в Киеве в составе сборника, с которого я начал этот материал (см. обложку выше). Любопытная география, не правда ли?

Объясняется такой разброс издательских площадок, выпускающих книги писателя Наумова, его биографией. Евгений Иванович Наумов родился 19 июля 1939 года в семье служащего в селе Тельманово Донецкой области. В годы Великой Отечественной потерял родителей, воспитывался в детском доме в Ивано-Франковской области. Закончив школу, Наумов поступил в Ленинградское речное училище, после которого, получив в 1959 году диплом штурмана, уехал на Дальний Восток.

Евгений Наумов в молодости.
Евгений Наумов в молодости.

Ходил на судах по реке Амур и Охотскому морю, работал ответственным секретарём журнала «Дальний Восток», редактором газеты «Советский краболов», собственным корреспондентом областных газет «Магаданская правда» и «Заря Полтавщины». В 1967 году переехал в Певек на Чукотке, работал там корреспондентом при Штабе арктических операций. С 1974 года в течение нескольких лет жил в Анадыре и в Магадане, сотрудничал в газете «Магаданская правда». В 1960-е годы статьи, очерки и рассказы Наумова на русском и украинском языках стали появляться в различных газетах, журнале «Дальний Восток», позднее — в альманахе «На Севере Дальнем».

Дебютная детская повесть Евгения Наумова называлась «Хроникон» и мы». Эта книжка в мягкой обложке вышла в 1964 году в Хабаровске и была посвящена дружбе, слаженной работе и весёлым приключениям пионеров из кинематографического кружка одной из школ Благовещенска. "Хроникон" - так назвали ребятишки свою кинокамеру. Организовав любительскую киностудию, они решили снимать на плёнку самые важные события своей жизни...

Работая над этой повестью, писатель нашёл свой стиль жизнерадостного юмористического повествования, которому в своих дальнейших произведениях для детей старался не изменять.

Детские книги Евгения Наумова.
Детские книги Евгения Наумова.

В 1969 году в Магадане вышло первое книжное издание фантастической сказочной повести «Утро вечера мудренее», о которой я упоминал выше. В этой книжке хабаровский четвероклассник Макар Синицын спасает из когтей кота Обормота маленького белого мышонка с золотыми глазками, усиками и хвостиком. Мышонок оказывается космическим пришельцем с планеты Свет Разума. Белого астронавта зовут Тик-Так (Время Идёт). На родной планете у Тик-Така есть брат Фик-Фак (не знаю, как это имя переводится, и случайно ли оно в тексте появилось). Инопланетянин наделяет мальчика волшебной способностью реализовывать любые желания.

Далее начинается длинная история умопомрачительных приключений Макара и его друзей (одноклассницы Даши Поспеловой, второклассника Гоши Шурубура) на Земле и в космосе. Путешествуют земные школьники вместе с Тик-Таком. Кстати, противный кот Обормот и зловредная соседка мальчика Макара Агафья Сидоровна на самом деле - замаскировавшиеся космические злодеи с чёрной звезды Мёртвая Хватка. Эти "перевёртыши" доставят Макару и его команде немало неприятностей.

Повесть Наумова «Коралловый город, или Приключения Смешинки», впервые напечатанная Магаданским книжным издательством в 1974 году, рассказывает о приключениях девочки Смешинки подводной стране. Повесть начинается с того, что коварная ведьма скупила у людей подчистую весь радостный смех, конвертировала его в полупрозрачные зёрнышки и обменяла у нехорошего спрута Лупибея на жемчужины. Но одно зёрнышко, золотистое, спас добрый аист Остроклюв. Из этого золотистого зёрнышка и родилась девочка Смешинка, которую ведьма считала своей собственностью. Но царевич подводной страны Капелька пригласил Смешинку в свой унылый Коралловый город, чтобы она научила его жителей смеяться, и выдал девочке золотое кольцо со словами: "Если ступишь в воду, волшебное кольцо спасёт тебя от чар колдуньи". Энергичная Смешинка согласилась отправиться в Коралловый город, немедленно нашла среди его обитателей друзей и вместе с ними начала бороться со всяческими подводными несправедливостями.

Вышедшая в 1979 году в Магадане повесть Е. Наумова "Околесица" (полное название "Околесица: необыкновенные приключения мальчика-Ваньчика и любопытной Варвары в удивительной стране Околесице") в интересной для детей сказочной форме рассказывает об основных правилах дорожного движения. Повесть "Смеющийся Пеликен" (1986), тоже изданная в Магадане, представляет собой переложение легенд, сказок и поверий народов Севера, связанных единым сюжетом о похищенном солнце. Юноша-сирота Айван отправляется в далёкий и опасный путь, чтобы освободить солнце, вернуть его людям и сделать их счастливыми. А ещё герою нужно преодолеть козни Чёрного Шамана и встретиться со Сверху Сидящим, чтобы обсудить с ним многие архиважные вопросы.

Фантастические критики сейчас сказали бы, что "Смеющийся Пеликен" - самое настоящее этническое фэнтези - полноценное, яркое и оригинальное. К сожалению, эту книжку с симпатичной графикой художника В. С. Цирценса с 1986 года так ни разу больше и не переиздали.. .

У Евгения Наумова есть и другие детские книги. Среди них: «Ульк — маленький художник» (1977), «Сказки северного сияния» (1980), «Сказки северных сполохов» (1985), «Озорной экипаж» (1974, эта книга выходила так же под названием «Непутёвый экипаж», 1988), приключенческая повесть «Загадка острова Раутана» (1981).

Евгений Наумов. Любовь и робот. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1971 г.
Тираж: 300000 экз. Художник И. Оффенгенден
Евгений Наумов. Любовь и робот. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1971 г. Тираж: 300000 экз. Художник И. Оффенгенден

Писатель пробовал себя и во "взрослой" прозе. В 1966 году вышла юмористическая повесть Евгения Наумова «Расколдованная река», в 1968 году - сборник очерков «Нет ночи в Арктике», а в 1971 году - сборник юмористических рассказов «Любовь и робот».

В авторском вступлении к сборнику «Любовь и робот» Наумов рассказывает: "Как сейчас помню, родился я 18 июня 1939 года в Донецкой области. Писать начал рано, еще в детском доме, когда мне было одиннадцать лет. Написал целую повесть, и ее украли. Теперь я понимаю, что неизвестный доброжелатель хотел помочь мне, но я, к несчастью, не понял его и продолжал писать. Однако все, что я посылал в редакции, возвращалось с припиской: «К сожалению...» Но в 1957 году по недосмотру редакции газеты «Советская Балтика» мне удалось проникнуть на ее страницы с маленькой «шпионской» повестью «Случай в тумане». После этого случая бдительность редакторов снова возросла. И надолго...

Когда я работал штурманом на Амуре, писать не бросал. Однажды ночью я закончил очень хороший рассказ, но едва поставил точку, как судно налетело на мель, капитан слетел с койки, а я на следующий день слетел с мостика. Тогда я задумался: как быть дальше? «Единственное средство, с помощью которого можно заставить читателя одолеть столько скучных страниц, — сказал мой друг Сашка Ситник, пренебрежительно пиная кучу рукописей, — это сделать их веселыми».

Я послушался его совета. И что же? С тех пор вышли мои книги «Хроникон» и мы», «Расколдованная река», «Нет ночи в Арктике», «Утро вечера мудренее». Это пятая моя книга, которая, кажется, тоже вышла. Пока что из печати, а какой она вышла на самом деле, судить читателю".

С некоторым удивлением я наблюдаю расхождение между датой рождения, которую писатель указывает во вступлении к "Любви и роботу" (18 июня 1939 года) и датой, которая приведена почти на всех биографических страничках Евгения Наумова в интернете (19 июля 1939 года). Что ж, я верю писателю, уж он-то лучше всех знает, когда родился...

Евгений Наумов. Черная радуга. - Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1989 г. Тираж: 30000 экз.
Евгений Наумов. Черная радуга. - Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1989 г. Тираж: 30000 экз.

В 1989 г. в Магаданском книжном издательстве увидел свет первый и единственный роман Евгения Наумова "Черная радуга". Это очень "взрослая" и очень реалистичная антиалкогольная книга с посвящением: "Владимиру Высоцкому — певшему лучшее в худших". В том же 1989 году под названием "Полураспад" она была издана в Москве. В центре романа - судьба незаурядного молодого человека, бывшего штурмана, журналиста, прошедшего все стадии морального крушения на почве алкоголизма. Герой, бывший детдомовец, живет в страшном, напряженном и болезненном состоянии, близком к белой горячке. Евгений Наумов, сам испивший горькую алкогольную чашу, использовал при написании книги элементы своего жизненного пути и факты личной биографии.

В июле 1987 года Евгений Наумов писал Алиму Кирюшкину: "Кто лучше меня напишет на эту тему? Не студентка же, которая кагор от портвейна не отличит! А я прошёл все круги ада. Губил своё здоровье, правда, так и не загубил. И в своё время подумал: не зря же всё это! Замысел книги созрел тогда, когда я лежал связанным под капельницей не помню уж в каком наркологическом диспансере. Но это будет не та унылая дребедень, которую накропал Скоробогатов: о падении гнилого интеллигента и его последующем светлом возрождении.

Евгений Иванович Наумов (18. 06.1939 — 21.10.1992).
Евгений Иванович Наумов (18. 06.1939 — 21.10.1992).

И я задумал книгу такую, чтобы смертельно напугать всех алкоголиков (и не алкоголиков – тоже). Чтобы у читателя волосы от ужаса поднимались медведем. Вот такую книгу я уже вчерне почти закончил. Я тут читал некоторые отрывки друзьям, так они уходили крестясь и приседая. Я потом специально следил за ними – они шли прямиком в забегаловку.

В общем, объём её около десяти листов (даже чуть больше), и пришлю её тебе в сентябре. Правда, сомневаюсь, чтобы северян я запугал этой книжкой, это здесь народ богобоязненный… но призадуматься читателя она всё-таки заставит. А это уже кое-что…".

Цитирую небольшой фрагмент из романа Наумова "Чёрная радуга", который хорошо вписывается в основную тему моего Дзена - фантастическую: "Мои мысли то и дело тревожно обращались к теории одного алкаша, который развивал ее шепотом в курилке, поминутно оглядываясь, причем смотрел не столько по углам, сколько вверх... Якобы много лет назад на землю прилетели инопланетяне. Земля им понравилась, условия подходящие. А может быть, с собственной планеты им уже смываться приспело — остывала она или должна взорваться, кто его знает. Землю-то они облюбовали, а как быть с немытыми аборигенами? Уничтожить, выжечь, как тараканов? Техника, допустим им позволяла, но гуманизм препятствовал или какие-то космические законы.

Евгений Наумов. Полураспад. - М.: Советский писатель, 1989 г. Тираж: 30000 экз.
Евгений Наумов. Полураспад. - М.: Советский писатель, 1989 г. Тираж: 30000 экз.

И тогда они, гады, — шепот алкаша-ученого становился хриплым, — дали людям алкоголь. Повсеместно научили гнать брагу, самогон, делать вино, бормотуху. Насадили, нашептали традиции. И когда человечество ударилось в повальное пьянство, улетели — теперь люди сами себя изведут...

— А может быть и другое, — продолжал далее ученый-алкаш. — Взяли они на борт детей разных народов, изменили им хромосомы — генная инженерия такое допускает — и привили наклонность к пьянству. Заложили, так сказать, мину в представителей рода человеческого. От них и пошли дети-алкоголики, дебилы, кретины. С тех пор и пьем…

А что такое нектар богов, нирвана, как не иносказательное обозначение алкоголя и пьяного кайфа? Наверное, инопланетяне, соблазняя людей выпивкой, указывали на небо, откуда прилетели и обещали после смерти беспробудное пьянство. Дескать, там никакой борьбы и постановлений, пойло бесплатное без наценок и очередей. Только скорее спивайтесь. Одно совершенно ясно: алкоголь был изготовлен специально. Но кем и для чего?!".

Этот пронзительно актуальный роман предназначался самым широким читательским слоям, но, хоть "Чёрная радуга" была издана и в Москве, и в Магадане,  широкой известности она не получила. Скорее всего, произошло это из-за сложившейся в конце 1980-х - начале 1990-х общественно-политической ситуации. Совсем другие насущные проблемы заняли умы населения нашей большой страны...

Вот такая литературная судьба... Писатель, начинавший весёлыми и жизнерадостными детскими произведениями к своему жизненному финалу подошёл с трагическим романом. Хотя... Кто знает, что ещё написал бы Евгений Наумов, если бы его творческий путь не оборвался настолько рано: писатель безвременно ушёл из жизни в 53 года.

Последнее произведение Евгения Наумова, повесть "Антимафия", вышло в Библиотечке журнала «Советская милиция» в 1992 году. Уже в нынешнем веке эта повесть была напечатана в журнале "Колымские просторы" (2005, № 1/2).

В конце 1980-х годов Евгений Иванович Наумов переехал на постоянное жительство в село Засулье Полтавской области, где умер 21 октября 1992 года. На руках вдовы, Анны Ивановны Наумовой, остались трое несовершеннолетних детей и старенькая мать...

P. S.

Не забывайте смотреть картинки в галереях. И поддерживать автора (см. справа внизу).

Ещё о фантастике для детей и юношества в моём Дзене:

Книжка из детства: "Волшебная галоша" - фантастическая повесть Марка Сергеева

Константин Курбатов. Пророк из 8-го «б». Советская хронофантастика

Игорь Ефимов. Пурга над «Карточным домиком»

"Семь Пядей" Владимира Малова. Советская фантастика и умножение способностей человека

Александр Житинский "Часы с вариантами". Ольга Ларионова. "Дотянуть до океана". Путешествия во времени в советской фантастике

Фантастический "Звёздный бумеранг" Сергея Волгина

Фантастические книги ленинградского писателя Сергея Вольфа с названиями словно строчки из песен

Пётр Гордашевский. Их было четверо

Фантаст-пилот Петроний Гай Аматуни и его "Гаяна"

Татьяна Гнедина. Последний день туготронов

"Гости с Миона" - трёхметровые, с глазами цвета апельсина, добрые и доверчивые. Фантастический роман Петра Стыпова

Автор фантастической повести "Трое с Десятой Тысячи" был "кормителем вшей"

"Ущелье белых духов" и "Четвёртое измерение". Фантастическая реальность Валентина Новикова

"Острова прошедшего времени" и "Путешествие "Геоса". Беспокойная фантастика Валентина Новикова