Погуляв по векам и странам и посмотрев на потомков Иоланды (ссылки на эти статьи я оставлю в конце этого рассказа), мы с вами, дорогие читатели, вновь вернемся в осень 1437 года, когда Карл VII вновь получил свою столицу, а Иоланда - возможность наконец заняться судьбой своего среднего сына Рене.
Все последние годы после смерти королевы Джованны в Италии с переменным успехом шли сражения между армией анжуйцев и Альфонсом Арагонским. В дело вмешался еще и герцог Миланский Филиппо-Мария Висконти, выступив на стороне армии Изабеллы Лотарингской. Более того, союзным войскам даже удалось наголову разбить арагонцев в морском сражении у острова Понца, захватив в плен самого Альфонса, его брата и вместе с ними еще кучу благородных дворян. Однако, как арагонцы в плен попали, так тут же из плена и вышли, даже без выкупа. Обосновывать свое решение герцог Висконти никому не стал, однако можно предположить, что резко усилившийся дом Анжу герцогу Миланскому был не выгоден, так что он предпочел постоять дальше в сторонке и посмотреть, чем закончится эта любопытная для него война.
Тем временем другого Филиппа, уже Бургундского, один за другим атаковали всевозможные просители, уговаривая герцога освободить Рене. Причем среди просителей были как достаточно высокие особы, типа папы, французского короля или германского императора, так и обычные жители Анжу, Прованса или Лотарингии. Однако, Филипп не был бы самим собой, если бы не стал тянуть, выгадывая себе побольше преференций. Однако все же настал тот день, когда дверь в камеру Рене, в которой он провел последние шесть лет, отворилась, чтобы впустить самого канцлера Бургундии, пришедшего объявить Рене условия выкупа. И надо сказать, что Филипп Бургундский отнюдь по поскромничал, запрашивая этот самый выкуп: для начала Рене должен был заплатить 3 миллиона золотых дукатов (это при том, что за Иоанна Доброго в свое время просили "всего" миллион экю, и то бедняга не дождался выкупа и помер)!
Но это было только первое условие выкупа. Следующим условием была свадьба второй дочери герцога Анжуйского Маргариты с наследником Филиппа. Причем в приданное предполагалось герцогство Барское "со всем движимым и недвижимым имуществом". Думаю, дорогие читатели, вы понимаете, что Рене и раздумывать не стал, а заявил, что скорее умрет в плену, чем согласится. (Мне вот интересно, неужели Филипп реально надеялся на то, что Рене пойдет на подобные условия??) А дальше случилась крайне любопытная вещь: получив категорический отказ, герцог Бургундский ... отпустил своего пленника. Ну, правда не совсем и не на свободу: Рене перевели в Лилль, и помещение для его содержания стало более подобающим, а условия выкупа вполне выполнимыми. На этот раз Филипп хотел 400 тысяч дукатов и три крепости: Кассель, Дюнкерк и Дьепп. А самое интересное состояло в том, что Бургундец готов был предоставить своему пленнику 6 недель для обсуждения условий выкупа с матерью, потому что подпись Иоланды на договоре была обязательным условием. (Не знаю, как у вас, дорогие читатели, а у меня только одна мысль в связи со всей этой историей: "А что, так можно было??"😲😂)
Рене, разумеется, воспользовался возможностью обсудить ситуацию с матерью и уехал, оставив вместо себя своего старшего сына. (Нет, вот что это за манера: оставлять вместо себя в плену своих детей??) Слава Богу, Иоланда воспитала порядочного человека, который (не чета будущему королю Франциску I) в срок вернулся обратно, привезя согласие матери. Дальше высокие стороны быстро пришли к взаимному согласию. Рене пообещал женить своего наследника на племяннице герцога Бургундского Марии Бурбонской, а младшую дочь Иоланду выдать за Ферри де Водемона, чтобы положить конец спорам и распрям по вопросу наследования Лотарингии. Как мы с вами читали, все так и произошло:
11 февраля 1437 года договор был подписан в Брюсселе, в присутствии кучи благородных представителей Анжу, Прованса, Бара и Лотарингии, которые обязались стать пленниками герцога Бургундского, если хоть один из пунктов договора будет нарушен. После подписания договора Филипп закатил пышный банкет, где Рене присутствовал уже как гость, а вдобавок Бургундец подарил ему 400 тысяч золотых салюдоров (то есть десятую часть выкупа. Словом "высокие, высокие отношения!"😂) Ну а когда празднества закончились, Рене, наконец, был свободен.
Ну а как события развивались дальше, мы, как обычно, узнаем в следующей части нашего "текстосериала", поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и гулять по свету и по истории вместе со мной. Те же, кто пропустил начало истории об Иоланде или хотел бы освежить в памяти истории о других героях XV века, могут найти их здесь: