Сдавать документы психиатру для передачи на МСЭ только к концу мая, но зная, какими подводными камнями полна эта опасная медико-бюрократическая река, я начала суетиться уже сейчас. Хочется успеть всё сделать в апреле, чтобы май с его праздниками не добавлял нотку стресса в мой тревожный жизненный коктейль.
Я Ксения. Сын Лёня, 8 лет. РАС. 5 лет в коррекции. Здесь «об жизни тех, кто обжегся».
Большинство специалистов уже пройдено, анализы и обследования сделаны. По традиции остался неуловимый офтальмолог и еще более неуловимый эпилептолог.
Сегодня расскажу про обязательных специалистов из детского ПНД — психолога и логопеда.
Сразу отмечу, что никак не готовила ребенка к прохождению этих специалистов. Пусть видят реальную картину. Без натаскивания и заучивания ответов на вопросы из теста Векслера.
Единственный момент подготовки, если его можно так назвать, был в том, что ребенок прибыл в ПНД сразу после дневного сна в школе (да, по программе 7.2 ученики нулевого класса спят днем). Мой товарищ зачастую действительно спит, а не просто лежит.
Итак, что мы имеем? Отдохнувший, перекусивший в машине товарищ, замотивированный на поход в Детский мир после «докторов».
Первым была психолог. И её тест Векслера. Меня попросили выйти из кабинета. Но я не противилась этому, потому что знаю, что моё присутствие часто отвлекает сына и словно будоражит/растормаживает его.
Однако далеко я не ушла. Осталась стоять под дверью. И жадно вслушивалась.
Сразу скажу, что не считая самих ответов на вопросы, меня порадовала манера общения сына со специалистом. Он четко отвечал на её поставленные вопросы. Не всегда правильно. Но отвечал. Не молчал. Не улетал. Не нёс ерунды, не эхолалил. Прям любо-дорого подслушивать!😅
Насколько я поняла, тест делится на вербальную и невербальную части. В вербальной из тех вопросов и ответов моего товарища, что я хорошо расслышала, были примерно следующие:
— Мальчики становятся мужчинами, когда вырастают. А девочки кем?
— Женщинами. (Я была бы вполне удовлетворена ответом «тётями» или «тётеньками», более того, я даже ждала, что он так скажет, так как это прям его уровень лексики пока, но нет — Женщинами! Вау!)
— Что общего между скрипкой и пианино?
— Они музыкальные инструменты.
— Что общего между персиком и сливой?
— Они сладкие и кислые. (Наверное не засчитают такой ответ как правильный, но всё равно он мне почему-то понравился)
— Что общего между Луной и Солнцем?
— Они светят как лампочки (оригинальненько)
Потом была невербальная часть, где они собирали всякие кубики/пирамидки по заданным образцам, небольшие пазлы. Судя по комментариям «хорошо», «молодец», «отлично», мой товарищ нормально справлялся с этой частью.
Затем были задания по составлению картинок по порядку, чтобы получилась история и последующим рассказом этой истории.
Леониду достались истории про пожар из-за того, что мальчик поиграл со спичками, и про грабителя.
Опасные ситуации его смешат почему-то. Поэтому над историей про пожар он сначала всласть поржал. Потом всё собрал правильно и рассказал саму историю. На вопрос психолога о том, что было тут смешного, он ответил: «Я расхохотался. Я хохотушка».
Истории про грабителей ему последнее время особенно интересны, поэтому задание про грабителя он выполнил особенно вдохновенно. И без смеха.
В общем и целом я была довольна всем подслушанным. Зная, от чего мы ушли, с чем шли, и к чему пришли на данный момент. Для меня такое общение и такие ответы на вопросы — хороший прогресс.
А вот психолог так не посчитала. Она сказала, что интеллект остается также на пограничном уровне с ЛУО, местами даже просто ЛУО, без пограничного уровня.
По её словам прогресс за год есть. Но и требования по мере роста и развития детей ужесточаются. Поэтому, по её мнению, мы никуда особо за год не продвинулись. Но она подчеркнула, что это её субъективное мнение в рамках данного теста.
Балл по Векслеру она мне так и не назвала. Но видимо он снова невысокий.
Далее был логопед. Мне разрешили присутствовать. Она попросила сына назвать его имя, фамилию, возраст, дату рождения, номер класса, номер школы. Он справился без труда.
Потом были более сложные вопросы: чем занимался на недавних каникулах? Леонид сообщил, что ходил в кино с мамой на «Ждуна».
Попросила назвать лучших друзей. Лёня стал перечислять имена всех одноклассников. Хотя в более спокойной ситуации он назвал бы именно тех, с кем больше всего общается.
Стала спрашивать про то, какой сейчас год, какой сейчас месяц. Поплыл.
Потом она полистала его тетради по русскому языку, которые нас заранее попросили принести.
Попросила Лёню написать под диктовку пару предложений. Он справился.
Попросила прочитать небольшой рассказ. Прочитал. Начала задавать вопросы по рассказу. Поплыл.
Логопед никаких вердиктов вслух не выносила. Сказала, что результаты будут у психиатра.
Но я хорошо помню, как мы были у нее же год назад для прохождения ПМПК перед школой. И это был словно другой ребенок. Он постоянно отвлекался. Ходил по кабинету. Пытался разговаривать со мной. Его внимание приходилось буквально каждый раз возвращать к заданию. Постоянно эхолалил.
Поэтому вне зависимости от того, что они напишут в своих заключениях, я рада увиденному и услышанному. Вырос уровень осознанности, концентрации внимания. Появилось настоящее умение следовать фронтальной инструкции. Появился некий контроль над собой. Эхолалии ведь никуда не делись. Но он уже словно понимает, где они совершенно не к месту. Очень заметно снизилась общая возбудимость.
Глобально проблемы никуда не ушли. Сделано много, но впереди еще больше работы. Но для меня такие промежуточные экзамены в виде подобных специалистов и их тестов и проверок показывают, что всё не зря.