Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Краткий гид по Эрмитажу: что обязательно нужно увидеть?

Оглавление

Чтобы осмотреть все, что находится в Эрмитаже, вы потратите около 10 лет! Здесь и коллекции российской и западноевропейской живописи, и скульптуры, и предметы искусства, быта, и археологические памятники древнего Востока, Египта, Греции и Рима, драгоценности, Оружейная палата, аутентичные и воссозданные дворцовые интерьеры и многое другое.

В этой статье рассмотрим главные шедевры, которые никак нельзя пропустить!

Египетский зал:

Древний Египет — колыбель культуры человечества. Египтяне ценили прекрасное, поэтому талантливые мастера оставили после себя шедевры и свидетельства высокого уровня древнеегипетской цивилизации.

Экспонат Египетского зала.
Экспонат Египетского зала.

Санкт-Петербург обладает особой связью с Египтом. Так, в XIX веке на одной из набережных Невы были установлены настоящие древние сфинксы.

А в Египетском зале Эрмитажа можно увидеть уникальные экспонаты, которые собрал один из хранителей музея — Владимир Георгиевич Бок. Побывав в египетских монастырях и гробницах с 1889 по 1898 годы, он привез в наши края редкие предметы искусства и быта этой ближневосточной страны.

Экспозиция Египетского зала в Эрмитаже.
Экспозиция Египетского зала в Эрмитаже.

По экспозиции можно изучить развитие цивилизации, проследить новые линии, характерные для каждой из эпох. За эпохой Древнего Египта шел птолемеевский период, также называемый эллинистическим, когда Александр Македонский основал в дельте Нила город Александрию.

Затем наступил римский период, связанный с захватом Египта римлянами. И наконец, византийский, когда он находился под влиянием этой империи.

Саргофаки Древнего Египта.
Саргофаки Древнего Египта.

Лоджии Рафаэля:

Лоджии Рафаэля расположены на втором этаже Нового Эрмитажа под номером 227. Добраться туда от главного входа в Зимний дворец и парадной Иорданской лестницы, откуда начинаются все экскурсии, не так уж быстро, но экспозиция музея стоит потраченного времени.

-5

Лоджии Рафаэля обязаны своим появлением в Эрмитаже Екатерине II. Осенью 1778 года императрица сильно простудилась и, будучи в отвратительном расположении духа, решила полистать альбомы по искусству и раскрашенные гравюры. Императрица обратила внимание на изображения Лоджий Рафаэля — росписей во дворце в Ватикане, сделанных великим живописцем и его учениками. Тогда она повелела скопировать эти росписи и создать во дворце точную копию.

-6

Проект поручили итальянцу Джакомо Кваренги. Он предусмотрел для них специальный корпус вдоль Зимней Канавки. Размеры Лоджий идентичны образцу. Изображения ватиканских Лоджий копировала группа художников под руководством австрийца Кристофера Унтербергера.

Когда копии привезли в Зимний дворец, оказалось, что их размеры не полностью соответствуют отведённым под них пространствам в галерее. Пришлось перестраиваться: менять ширину опорных столбов и параметры оконных проёмов.

Георгиевский зал:

Георгиевский, или Большой Тронный зал — наиболее величественный из всех парадных помещений Зимнего дворца и самый большой. Именно здесь проходили важнейшие официальные приёмы и принимались знаковые политические решения.

-8

Георгиевский зал был создан в начале 1840-х гг. В. П. Стасовым, который сохранил композиционное решение своего предшественника Кваренги. Двусветный колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой.

-9

Над Тронным местом помещен барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона". Большой императорский трон был исполнен по заказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне. Великолепен наборный паркет, созданный из 16 пород дерева. Торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные церемонии и приемы.

-10

Тициан, "Даная":

Сюжеты из античных мифов занимают значительное место в творчестве Тициана. К истории Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, художник обращался неоднократно.

Оракул предсказал Акрисию смерть от руки внука и царь обрек на безбрачие свою единственную дочь. Он приказал запереть ее в башню, но Зевс, плененный ее красотой, проник к ней в образе золотого дождя. В картине Тициана лицо Зевса появляется в просвете облаков, с небес сыплются золотые монеты, изумленная служанка торопится поймать их в подставленный фартук. Даная прекрасна как олимпийская богиня - ее лицо запрокинуто и наполовину погружено в прозрачную полутень.

-11

Эль Греко, "Апостолы Петр и Павел":

Эту картину подарил музею в 1911 году Петр Дурново. За несколько лет до этого он показывал ее на выставке императорского общества поощрения художеств. Тогда об Эль Греко, которого считали весьма посредственным мастером, заговорили как о гении.

В этой работе живописец, который всегда был далек от европейского академизма, оказался особенно близок византийской иконописной традиции. Он постарался передать духовный мир и характеры апостолов. Павел (в красном) напорист, решителен и уверен в себе, а Петр, напротив, — сомневающийся и колеблющийся… Считается, что в образе Павла Эль Греко запечатлел самого себя.

-12

Караваджо, "Юноша с лютней":

Караваджо — известный мастер барокко, перевернувший своим творчеством сознание нескольких поколений европейских художников. В России хранится лишь одна его работа, которую художник написал еще в юные годы. Для картин Караваджо характерна некая драма, есть она и в "Лютнисте". В нотной тетради, изображенной на столе, записана популярная в то время мелодия мадригала Якова Аркадельта "Вы знаете, что я вас люблю". А треснувшая лютня в руках юноши — символ несчастной любви. Полотно приобрел Александр I в 1808 году.

-13

Питер Пауль Рубенс, "Портрет камеристки инфанты Изабеллы":

Несмотря на название, считается, что это портрет дочери художника — Клары Серены, умершей в 12 лет. Работа была создана уже после смерти девушки. Художник тонко выписал и волосы, и нежную кожу лица, и задумчивый взор, от которого невозможно отвести глаза. Перед зрителем возникает одухотворенный и поэтический образ.

Картину в коллекцию Эрмитажа приобрела Екатерина II в 1772 году.

-14

Рембрандт, "Возвращение блудного сына":

Одну из самых известных и узнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766 году. Евангельская притча о блудном сыне волновала художника на протяжении всей его жизни: первые рисунки и офорты на этот сюжет он создал еще в 1630–40-е годы, а за написание картины художник взялся в 1660-е.

-15

Полотно Рембрандта стало вдохновением и для других творческих личностей. Например, композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением от этой работы написал оперу. А режиссер Андрей Тарковский процитировал "Возвращение блудного сына" в одной из заключительных сцен "Соляриса".

-16

Спасибо, что дочитали до конца! ✅ Что бы еще добавили в эту подборку?

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: