В рабочем квартале, расположенном в юго-западной части Васильевского острова в Петербурге, есть загадочный дом. Он затерялся практически среди заводов и складов, и мало кто из туристов знает о его существовании...
Особняк на Кожевенной линии был построен в 1770-х годах. Тогда на этом месте находились заводы по выделке кожи, от которых и произошло название улицы. Дом принадлежал владелице одного из производств, вдове иностранного купца Фишера. Первый этаж занимали заводские конторы, а на втором были жилые покои.
В 1844 году здание приобрел крестьянин из Тверской губернии по имени Николай Брусницын. Три года спустя новый хозяин открыл небольшую кожевенную мастерскую, в которой работали всего 10 человек. Дело Брусницына быстро росло и приносило прибыль: вскоре он стал купцом, а мастерская превратилась в фабрику, на которой трудились около 600 рабочих.
У Брусницына была возможность переехать в центр Петербурга, как поступали другие промышленники, однако он предпочел по-прежнему жить неподалеку от фабрики, ведь так было удобнее контролировать производство.
В 1857 году к зданию пристроили дополнительное крыло. Спустя три года заменили фасад, на первом этаже расширили окна, а на втором сделали потолки выше. В 1877 году рядом с главным зданием появился двухэтажный склад. К концу XIX века кожевенное предприятие "Брусницын Н. М. с сыновьями" стало крупнейшим в Петербурге.
После смерти хозяина дом и фабрика перешли по наследству его сыновьям — Николаю, Александру и Георгию. В 1882 году особняк опять перестроили: архитектор Анатолий Ковшаров разработал проект Ш-образного здания, в котором каждому из братьев было отведено отдельное крыло. К слову, с этого времени особняк приобрел вид, в котором сохранился до наших дней.
С особняком Брусницыных связана жутковатая городская легенда о старинном зеркале, которое приносит несчастья своим владельцам. Поговаривают, что еще в XVI столетии оно висело в одном из итальянских дворцов, где якобы хранился прах самого графа Дракулы. По легенде, Николай Брусницын купил это зеркало и распорядился повесить его в танцевальном зале...
Самая жуткая версия о судьбе зеркала до сих пор навевает ужас на особо впечатлительных посетителей. Согласно этой гипотезе, злосчастный предмет хранится в особняке и по сей день – он спрятан в некоем секретном помещении и до сих пор влияет на энергетику старинного здания.
Кто-то из любителей мистики даже утверждает, что в темное суток мимо особняка лучше не ходить: якобы из здания то и дело доносятся стоны и непонятный шум...
Члены купеческой семьи, обитавшие рядом со столь мощным тёмным артефактом, регулярно жаловались на плохое самочувствие, а вскоре и вовсе умерла внучка промышленника. Так в городе появились слухи, что с каждым, кто посмотрит в это зеркало, случится беда.
В советское время легенда обросла новыми подробностями. После революции зеркало передали из особняка в Дом культуры им. Кирова, но вскоре вернули обратно. Затем оно украшало кабинет заместителя директора кожевенного завода. По легенде, человек, который занимал эту должность, таинственно и бесследно исчез, затем пропало и само зеркало, а кабинет заколотили, и с тех пор им никто не пользовался.
До наших дней сохранились интерьеры всего нескольких комнат. Почти все они расположены в восточном крыле здания.
Мраморная парадная лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились мраморные ступени и резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатид.
Парадная столовая оформлена в стиле Позднего Возрождения. Окна выходили в зимний сад с экзотическими растениями. Двери столовой украшены изображениями бараньих голов - традиционным мотивом в отделке купеческих домов, так как баран считался символом торговли.
Особенно впечатляет лепной кессонированный потолок, окрашенный под дерево и гармонирующий с деревянными настенными панелями и дверями. Сохранился и массивный резной деревянный буфет, потайная дверь слева от него ведёт в бильярдную.
Из гостиной можно было попасть в танцевальный зал, который прозвали Белым. Архитектор придерживался французского стиля, который был популярен при дворе Людовика XV. Стены украшала позолоченная лепнина: изображения купидонов и сатиров, вазы с цветами, венки, женские головки.
К Белому залу примыкает курительная комната в мавританском стиле. На напольной плитке и стенных панелях повторяется схожий геометрический рисунок. Стены и куполообразный потолок покрыты традиционной восточной росписью. Интерьер дополняет люстра из стекла и латуни с гравированными рисунками и надписями. На стенах повторяется фраза "Хвала Аллаху", написанная арабской вязью.
Богатая отделка гостиной выполнена в тёплых коричневатых тонах под влиянием стиля рококо. Стены по аналогии с белым залом разбиты на отдельные панно с золочёными лепными рамами, затянутыми подлинным шёлком. Зеркала на стенах размещены друг напротив друга, что создает иллюзию бесконечной перспективы.
Оранжерея сохранилась не полностью из-за того, что в блокаду её стеклянный потолок покрыли чёрной краской.
Из оранжереи тоже можно попасть в бильярдную. В этой комнате уцелел лепной потолок, а также бронзовая люстра со спуско-подъёмным механизмом.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅ А вы бывали в этом особняке?
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: