Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Голод и холод: что вы не знали о Смольном институте благородных девиц?

История женского образования в России связана с именем Екатерины Великой, при которой в Санкт-Петербурге был основан Смольный институт благородных девиц.

Галактионов С. Ф, "Смольный институт". Литография.
Галактионов С. Ф, "Смольный институт". Литография.

До Екатерины II женского образования в России в общем и целом не существовало: девочкам приходилось довольствоваться домашним обучением.

Открывая в 1764 году первую женскую школу (Воспитательное общество благородных девиц, он же Смольный институт), императрица настояла на том, чтобы заведение было закрытым. Это означало, что девочку забирали из семьи в 5–6 лет и возвращали уже сформировавшейся личностью (к слову, "открытые" женские гимназии появятся лишь во второй половине XIX века).

Д. Ходовецкий, "Екатерина II в Смольном институте". Фрагмент гравюры.
Д. Ходовецкий, "Екатерина II в Смольном институте". Фрагмент гравюры.

Родители подписывали документ, согласно которому до конца обучения "ни под каким видом детей обратно требовать не станут" и "через всё время пребывания дочерей в Воспитательном обществе от всякого попечения о них свободны".

Идея "Воспитательного общества благородных девиц" была прописана в официальном документе: "дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества".

Воспитанницы Смольного института на занятиях по ручному труду.
Воспитанницы Смольного института на занятиях по ручному труду.

Попасть в Смольный было нелегко: потенциальные студентки должны были сдать экзамены по русскому и французскому языкам, а также иметь хорошее религиозное воспитание.

Но самый главный критерий, по которому отсеивались многие претендентки, — это происхождение. В институт принимали девушек из родовитых, но небогатых семей. Обучение длилось 12 лет. Программа обучения предполагала три класса, каждый из которых длился четыре года.

Воспитанницы в гостиной за вышиванием и чтением.
Воспитанницы в гостиной за вышиванием и чтением.

Девочек обучали различным наукам. В расписание входили арифметика, грамота, три иностранных языка, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыка, вокал, география, история и многие другие предметы.

Но стоит отметить, что многие из них изучались весьма поверхностно. Например, на уроках кулинарии воспитанницы Смольного учились жарить котлеты из готового фарша, а историю изучали по одному-единственному учебнику и нередко перескакивали через темы.

-5

Основное внимание уделялось правилам поведения в обществе и слову Божьему. Считалось, что воспитанница заведения (то есть будущая фрейлина или служащая при дворе) должна уметь поддержать разговор о религии и вести себя сдержанно и грациозно.

Физическому состоянию тоже уделялось внимание. Легкими спортивными упражнениями девочки занимались несколько раз в неделю. Поддерживать стройную фигуру помогал рацион: пища была скудной, да и просто некачественной.

Урок гимнастики.
Урок гимнастики.

Многие выпускницы писали в мемуарах, что еда в институте была одним из худших воспоминаний. К слову, и температура в спальнях учениц не поднималась выше 16 градусов. Девочки рано ложились и вставали, спали на жестких кроватях, умывались ледяной водой из Невы. Все это должно было закалить их.

-7
"Куда бы мы ни двигались, мы выступали как солдаты — бесшумной стройной колонной. В столовую туда и назад строились восемь раз, по часу тратили, отправляясь на прогулки и в церковь", — писала в мемуарах смолянка Елизавета Водовозова.
-8

В институте работало около 20 преподавательниц (интересно, что все они были незамужними дамами и, как правило, старше 40 лет). Учителя-мужчины тоже были, но к ним предъявлялись особые требования: они должны были быть женатыми, пожилыми и, желательно, с каким-нибудь физическим изъяном. Все это делалось для того, чтобы не волновать юных воспитанниц.

Урок географии.
Урок географии.

Телесные наказания были строго запрещены, но педагоги не гнушались кричать на провинившихся девочек. Любое нарушение порядка считалось "дурным поведением", а непослушных воспитанниц называли "мовешками" ("mauvaise" — дурная). Существовал и другой термин — "парфетки (искаженное французское "parfaite" — совершенная). Так дразнили девочек, которые вели себя идеально.

-10

"Смолянки" должны были являть собой образец скромности. Они носили одинаковую одежду и прически, соответствующие возрасту. Форменные платья были разных цветов, и по ним легко определялся приблизительный возраст студентки. Самые маленькие девочки носили платья кофейного цвета, поэтому их называли "кофейницами", девочки от 9 до 12 лет — синего, от 12 до 15 лет — голубого, а самые старшие — белого цвета.

Известная во всем мире форма института благородных девиц.
Известная во всем мире форма института благородных девиц.

В институте процветала игра в "обожание" — возвышенную привязанность младших воспитанниц к одной из старших.

Каждой полагалось выбрать себе предмет обожания и превратиться в её преданную поклонницу: вздыхать, произнося драгоценное имя, постоянно ждать встречи, а когда обожаемая проходит мимо, испытывать сердцебиение и кричать: "Аngee! Beaute! Incomporable! céleste, divine et adorable!" ("Ангел! Красавица! Несравненная! Неземная, божественная и восхитительная!").

-12

Помимо учёбы, девицам предстояло участвовать в светских развлечениях, балах и прогулках, а также обедать у самой императрицы, которая чисто символически заменяла им мать.

Трудоустройство после окончания Смольного было гарантировано. Многие девушки после учебы оставались в Институте благородных девиц и работали либо преподавательницами, либо классными дамами. Некоторые вчерашние студентки после выпуска становились гувернантками.

-13

Первые выпускницы Смольного института благородных девиц стали своего рода знаменитостями. Известный художник Дмитрий Левицкий написал их портреты, императрица гордилась воспитанницами и демонстрировала их высоким гостям, с некоторыми она даже состояла в личной переписке.

"Смолянки" Левицкого.
"Смолянки" Левицкого.

После смерти Екатерины в 1796 году Смольный институт благородных девиц перешёл в ведомство жены Павла I, императрицы Марии Фёдоровны. Теперь девочек принимали только с 8 лет. И учились они на три года меньше. Изменились и цели обучения: из воспитанниц стремились сделать не фрейлин как раньше, а покладистых жен.

-15

В 1859 году на должность инспектора учебных классов в Смольный пригласили знаменитого педагога-реформатора Константина Ушинского, который обнаружил плачевно низкий уровень знаний среди воспитанниц и решил это исправить.

Сначала он заменил некоторых учителей, затем ученицам позволили задавать преподавателям вопросы (чего раньше не допускалось). Также появилась библиотека, а в учебную программу добавили физику и естествознание.

К. Ушинский.
К. Ушинский.

В 1862 году институток стали отпускать домой на летние, пасхальные и рождественские каникулы. Благодаря Ушинскому, Смольный стал готовить учительниц, а не "профессиональных" жен. Но такая активность Ушинского нравилась не всем. На преподавателя-реформатора был написан донос, и он предпочел уволиться сам "по состоянию здоровья".

После революции 1917 года институт закрыли, воспитанниц перевели в другие учебные заведения, а его здание заняли Петроградский совет и ВЦИК.

-17

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать:

.