Решение Арбитражного Суда Свердловской области от 3 октября 2023 г. по делу № А60-39441/2023
Суть спора: Индивидуальный предприниматель (далее – ИП) обратился в суд с исковым заявлением к Административному органу о признании незаконным решения об отказе в выдаче согласия на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка.
Решение суда: Суд первой инстанции удовлетворил требования ИП.
Фабула дела:
Между Административным органом и ИП в 2008 году был заключен договор аренды лесного участка (далее – Договор). Договором была предусмотрена возможность передачи прав арендатора третьему лицу с согласия арендодателя. В 2023 году ИП обратился к Административному органу с целью получения согласия на передачу прав и обязанностей по Договору третьему лицу. Однако Административный орган отказал ИП в выдаче такого согласия, обосновывая свой отказ тем, что согласно ч. 6 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации от 04 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (далее – Лесной кодекс) граждане, юридические лица, которым лесные участки предоставлены в аренду в целях заготовки древесины, не вправе сдавать арендованный лесной участок в субаренду или передавать свои права и обязанности по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем). ИП не согласился с таким решением Административного органа и обратился в суд.
Правовое обоснование:
1.Согласно ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным Кодексом, другими федеральными законами.
2.В соответствии с п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации 30 ноября 1994 года 51-ФЗ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.
3.Лесное законодательство в соответствии с ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса имеет приоритет в отношениях, связанных с оборотом лесных участков. Согласно ч. 6 ст. 71 Лесного кодекса победитель конкурса или единственный участник конкурса, с которыми заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с ч. 10 ст. 80.2 Лесного кодекса не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из указанного договора, а также сдавать предоставленный лесной участок в субаренду. Суд указал, что данная норма, устанавливающая запрет на уступку права и перевод долга в определенных случаях, была введена в Лесной кодекс Федеральным законом от 29 декабря 2017 № 471-ФЗ.
4.Суд указал, что согласно п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 30 июня 2021 г.) к отношениям по уступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка подлежат применению правила Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшие в момент заключения договора аренды. Лесным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения Договора, запрет на передачу арендатором прав и обязанностей по договору аренды лесного участка другим лицам не был предусмотрен.
Резюме суда:
Арендодатель не может отказать в передаче прав по договору аренды третьему лицу, в случае если договор был заключен до введения в Лесной кодекс положения, устанавливающего запрет на передачу таких прав.