Для планирования годового расхода топлива по парку машин применяется групповое нормирование, которое разрабатывается с учетом структуры парка машин, объема выполняемых работ, общей наработки, базовых (линейных) норм, эффективности использования машин и фактического расхода топлива за отчетный год. Групповая норма является максимальным количеством топлива, которое допускается расходовать при выполнении единицы выполняемых работ, и выражается в граммах на тонна-километр, или на кубический метр, или на квадратный метр.
На основании групповых норм определяется фонд расхода топлива предприятием, который устанавливается вышестоящей организацией, в свою очередь групповая норма расхода топлива – в соответствии с видом выполняемых работ. Для транспортных работ она определяется по формуле
где ρ – плотность топлива; Н – средневзвешенная линейная норма на 100 км пробега; q – средневзвешенная грузоподъемность автомобиля; β – коэффициент использования пробега; Кгр – коэффициент использования грузоподъемности
Для СДМ, выполняющих землеройно-транспортные, подъемно-транспортные, землеройные, бетонные, асфальтобетон-ные, уплотнительные и другие виды работ, групповая норма расхода топлива определяется по формуле
Нг= КНсв
где К – интегральный коэффициент, учитывающий особенности эксплуатации парка; Нсв – средневзвешенная расчетная норма расхода топлива, которая определяется по формуле
где Qi – планируемый объем работ для выполнения машинами i-й марки; m – число группы машин i-й марки, работающих на различных объектах
Потребность предприятий в топливе на планируемый период определяется по формуле
де Hгi – групповая норма расхода топлива для машин i-го типа; Ni – количество машин i-го типа; Tчi – планируемая продолжи-тельность работы машин i-го типа; n – количество типов машин
Расход топлива, связанный с техническими осмотрами, хозяйственными разъездами, регулировочными работами, приработкой деталей после ремонта и другими работами, не связанны-ми непосредственно с технологическими процессами, не должен превышать 0,5% от общего его количества при условии отсутствия реальной экономии.
Пример расчета расхода топлива
Пример1. Определить нормируемый расход топлива для автомобиля МАЗ-5433 с полуприцепом МАЗ-938660, выполнившего транспортную работу 1500 т ⋅ км (перевезено 15 т груза на 100 км) при общем пробеге 300 км по загородной дороге с усовершенствованным покрытием в удовлетворительном состоянии
Исходные данные:
- линейная норма расхода топлива для автомобиля МАЗ-5433 – 26,8 л/100 км
- норма топлива на выполненную транспортную работу – 1,3 л/100 т ⋅ км;
- норма расхода топлива на 1 т массы полуприцепа – 1,3 л/т;
- масса полуприцепа МАЗ-938660 – 5,7 т.
Нормируемый расход топлива определяется по формуле
Qн= 0,01(300(26,8 + 1,3 ⋅ 5,7) + 1,3 ⋅ 1500) (1 – 0,15) = 103,8 (л)
Пример 2. Определить нормируемый расход топлива для самосвального автопоезда МАЗ-5551 с прицепом МАЗ-837310 в зимний период эксплуатации, совершившего пробег 200 км и выполнившего 15 ездок с грузом при коэффициенте использования пробега 0,5.
Исходные данные:
- линейная норма расхода топлива для автосамосвала МАЗ 5551 – 28 л/100 км;
- поправочный коэффициент, учитывающий зимний период экс-плуатации, Ki= 10%;
- дополнительная норма расхода топлива транспортной работы с уче-том дополнительно транспортируемой массы прицепа – 1,3 л/100 т ⋅ км;
- масса прицепа без груза – 4 т;
- дополнительная норма расхода топлива на одну ездку с грузом – 0,25 л
Нормируемый расход топлива определяется по формуле
Qн= 0,01 ⋅ 200(28,0 + 1,3(4 + 0,5 ⋅ 8))(1 + 0,01 ⋅ 10) ++ 0,25 ⋅ 15 ⋅ 2 = 92 (л)
Пример 3. Определить планируемый расход топлива для автомобильного крана КС-3579 на базе МАЗ-5337, совершившего пробег 80 км и за-тратившего 6 ч на подъем и перемещение грузов
Исходные данные:
- линейная норма расхода топлива для автокрана КС-3579 – 36,9 л/100 км;
- норма расхода топлива для специального оборудования – 8,8 л/маш.-ч
Qн= (0,01 ⋅ 80 ⋅ 36,9 + 88 ⋅ 6) (1 + 0,01 ⋅ 0) = 82 (л)
Пример 4. Определить нормируемый расход топлива для пескораз-брасывателя ПМ-6 на базе автомобиля МАЗ-5551, совершившего пробег 90 км, из них к месту работы и обратно составило 30 км.
Исходные данные:
- линейная норма расхода топлива на пробег пескоразбрасывате-ля – 27,5 л/100 км;
- норма расхода топлива на выполнение специальной работы во время передвижения – 34,5 л/100 км;
- дополнительная норма расхода топлива при разбрасывании одного кузова песка в смену – 0,7 л;
- пробег автомобиля при выполнении специальной работы – 60 км (90 – 30 = 60 км);
- количество кузовов (циклов) разбрасываемого песка в смену – 6
- надбавка 8% за эксплуатацию базового автомобиля после полного начисления амортизации (срок службы более 10 лет)
Нормируемый расход топлива определяется по формуле
Qн= 0,01(27,5 ⋅ 30 + 34,5 ⋅ 60)(1 + 0,01 ⋅ 8)+ 0,7 ⋅ 6 = 35,5 (л)
Пример 5. Определить нормируемый расход топлива для погрузчика АМКОДОР 332В, выполнившего погрузочные работы на строительной площадке по реконструкции здания в стесненных условиях в зимний пе-риод продолжительностью 15 ч.
Исходные данные:
- индивидуальная норма расхода топлива на час работы погрузчика АМКОДОР 332В – 12 л/маш.-ч;
- надбавка за работу в стесненных условиях – 8% и дополнительно за работу в зимний период – 10%;
- продолжительность работы погрузчика – 15
Нормируемый расход топлива определяется по формуле
Qн= 12 ⋅ 15(1 + 0,01(8 + 10)) = 212,4 (л).
Пример 6. Определить нормируемый расход топлива для пескора-спределителя ОРС-0,8 на базе автомобиля МАЗ-5516 с двигателем ЯМЗ-6581.10 при общем пробеге 105 км, выполнившего следующую работу: сгребание одним отвалом с пробегом 10 км, посыпка песком дороги протяженностью 20 км, сгребание одним отвалом и посыпка с пробегом 15 км, сгребание двумя отвалами и посыпка с пробегом 30 км
Исходные данные:
линейная форма расхода топлива на 100 км при выполнении операций равна: сгребание одним отвалом – 62,2 л; посыпка песком – 69,5 л; сгребание одним отвалом и посыпка – 78,4 л; сгребание двумя отвалами линейная форма расхода топлива на 100 км при выполнении операций равна: сгребание одним отвалом – 62,2 л; посыпка песком – 69,5 л; сгребание одним отвалом и посыпка – 78,4 л; сгребание двумя отвалами
Проезд к месту работы и обратно, а также сгребание одним отвалом машиной проводились без груза
Нормативный расход топлива определяется по формуле
Qн= 0,01(43,8(105 – 75) + 62,2 ⋅ 10 + (69,5 + 11) ⋅ 20 + + (74,8 + 11) ⋅ 15 + (78,4 + 11) ⋅ 30) == 0,01(43,8 ⋅ 30 + 62,2 ⋅ 10 + 80,5 ⋅ 20 + 85,8 ⋅ 15 + + 89,4 ⋅ 30) = 75,15 (л