Найти в Дзене

Про первые ЛиАЗы в Самаре

Поздравляю всех читателей и подписчиков с наступившим Новым годом!

В этой статье пойдёт речь о начале работы на маршрутах города одного из легендарных автобусов СССР.

Свой первый рейс на маршрутах Самары в 1968 году вышел не только гигант Икарус-180, о котором я уже давал заметку. Но под занавес уходящего 1968 года свою работу начали и небезызвестные автобусы ЛиАЗ-677.

Впервые новые ЛиАЗы вышли на линию 31 декабря 1968 года. Для этого был выбран образцовый маршрут №11, который в то время соединял микрорайоны ДОСААФа (ул. Аэродромная, будущая конечная "Дом молодёжи") с Юнгородком. Это событие осветили в своём первом номере новая городская газета "Волжская заря", а чуть позже и газета автомобилистов "Автотранспортник".

Это был приятный подарок пассажирам города. ЛиАЗ-677 качественно отличался от своих предшественников. С учётом того, что подавляющая часть городских автобусов была представлена автобусами ЛАЗ-695, то тут ЛиАЗ выигрывал по вместимости и комфорту, особенно в часы пик.

В заметках говорится о 15 новых автобусах, но на деле первых было 7 штук. Хотя и вышли они на маршрут 31 декабря 1968 года, на баланс Куйбышевского ПАТП-1 (с 1971 г - КПАТК-1) они встали в начале 1969 года. Машины получили гос.номера по порядку 66-06 КШН - 66-12 КШН.

Любопытный факт - в том же 1968 году начальник Средне-Волжского транспортного управления Н. Акулинушкин просил министерство заменить поставку 15 новых ЛиАЗ-677 на ЗИЛ-158В и ускорить их отгрузку. Можно лишь предположить, что 7 поступивших и есть из числа тех 15.

Первые серийные автобусы ЛиАЗ-677 внешне отличались от ранних массовых ЛиАЗов следующих поставок (до конца 1970х). Например, окна были оборудованы откидными форточками, на капоте красовался старый шильдик ЛИАЗ, на правой боковине под водительским окном небольшой лючок для доступа к горловине радиатора, на задней части автобуса габаритные огни устанавливались в крыше.

В 1969-1970 годах новенькие автобусы попали в кадр автотранспортных фотокоров.

ЛиАЗ на фото ниже сфотографирован на улице Авроры возле автобусного парка. Возможно кадр постановочный, снятый для памятного альбома или стенда.

ЛиАЗ-677 на улице Авроры.
ЛиАЗ-677 на улице Авроры.

А тут этот же автобус на выезде из ворот предприятия. Обращают на себя внимание крохотные зеркала заднего вида: слева круглое, справа маленькое квадратное.

ЛиАЗ-677 выезжает на маршрут.
ЛиАЗ-677 выезжает на маршрут.

Это фото сделано на конечной 11 маршрута "ул. Аэродромная". Обратите внимание, как организованно пассажиры заходят через заднюю дверь.

ЛиАЗ-677 на 11 маршруте.
ЛиАЗ-677 на 11 маршруте.

Ещё один кадр, на этот раз из книги "Богатырские рейсы" 1972 года. Фото сделано на проспекте Кирова.

ЛиАЗ-677 на 11 маршруте.
ЛиАЗ-677 на 11 маршруте.

Панорама территории автобусного парка. Примерно 1969 год. Среди бесчисленных ЛАЗов можно насчитать все 7 ЛиАЗов: 5 в одном месте скучились (фото 3), а два затесались среди Икарусов (фото 1). На дальнем плане на фото 3 можно разглядеть Икарусы 620, последние три из которых списали в 1969 году.

Основными недостатками в работе 677-х отмечались частые отказы гидро-механической передачи и механизмов её управления, а так же поломка узлов и агрегатов подвески. К слову, в 1971 году техминимум по ГМП ЛиАЗа в учебном комбинате СВТУ прошло 115 человек.

В 1970 году СВТУ получило ещё 15 ЛиАЗов, из них 10 попали в Куйбышевское ПАТП-1, а 5 в Тольяттинское ПАТП. Это били машины из начала второй тысячи, заводские номера в диапазоне 1059-1172.

С 1971 года поставки были регулярными и исчислялись сотнями. Сначала 677-е поступали в Куйбышев и Тольятти, чуть позднее в остальные города области: Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск и другие. Если в 1970-х годах на пассажирские предприятия области в год приходило 150-200 ЛиАЗов, то, например, в 1982 году их поступило 359 единиц.

Первые машины из поставки конца 1968 года были списаны в середине 1970-х годов, проработав менее 10 лет. В целом средний срок службы автобусов тех лет составлял 8-10 лет.

Окончательно маршрутные автобусы ЛиАЗ-677 исчезли с улиц Самары в начале 2010-х годов. Для многих ЛиАЗ-луноход остался в памяти тёплым, по-своему уютным автобусов, при виде которого хочется вернутся в детство.

* СВТУ - Средне-Волжское транспортное управление - с 1966 года включало в свою структуру порядка 40 различных АТП в городах и районах области, промышленные предприятия и подсобные хозяйства для обеспечения работы транспорта. В 1983 году название сменилось на ТПО "Куйбышевавтотранс". До 1966 г. - Куйбышевское областное автомобильное управление.

Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)

Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.

Подготовлено по материалам:  ЦГАСО, газет "Волжская заря", "Автотранспортник", музея МП "Пассажиравтотранс".

За газетные вырезки отдельная благодарность hazelsamara

Фото с сайта Автобусный транспорт