Найти в Дзене
Петербург и всё такое

Два моих Щелкунчика. В Мариинке и в Александринке

Оглавление

Добрый день всем! 2 января я побывала на Щелкунчике в Эрмитажном театре (ссылка на статью будет внизу). Но они, оказывается, совсем разные, эти Щелкунчики. Балеты Щелкунчики. Одинаковая только — божественная музыка Петра Ильича Чайковского!

Так ещё у меня было в Петербурге целых ДВА Щелкунчика. В Мариинке и в Александринке.

Сразу даю справку, без понтов. Мариинкой зовут Мариинский театр оперы и балета. По имени императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра Второго. А вот в правление его отца, императора Николая Первого, был возведён Александринский театр. И назван он по имени супруги императора Александры Фёдоровны. Теперь, думаю, всем ясно.

Мой Щелкунчик в Мариинке.

Из открытых источников интернета
Из открытых источников интернета

Мариинский театр находится в Петербурге немного не в Центре. Но театральная жизнь в том месте очень оживленная. И труппа, балетная и оперная, большая. Вот потому 10 лет назад, за спиной этой «зелёненькой Мариинки», появилось огромное здание ещё одного Мариинского театра.

Фото из открытых источников интернета
Фото из открытых источников интернета

Этот театр зовётся Новой сценой Мариинки. Между двумя корпусами пролегает Крюков канал. Он на фото виден внизу, слева.

Вот там-то, в новой Мариинке, я и млела, сидя в бельэтаже несколько лет назад. Тоже в Новый год, и тоже давали балет Щелкунчик. Декорации меня просто свели с ума. Такие яркие и насыщенные — не знаешь куда смотреть и что делать. В оркестровую яму на музыкантов (что мне очень нравится), наслаждаться балетом или же успевать рассматривать необычное оформление сцены.

Из открытых источников интернета
Из открытых источников интернета

Снимки я взяла из интернета. На спектакле ничего не фотографировала. На этом фото — сказочная страна Конфитюр- или Карамельбургия. (Декорации мне почему-то напомнили архитектурные работы Антонио Гауди)

Но Михаил Шемякин — конечно, Мастер! Это его декорации. Таких удивительных чудес нагородил, любо-дорого посмотреть. Он же ещё является и художником-постановщиком спектакля (то есть, придумал, что за чем появляется и исчезает, где что-то крутится-вертится и проч.).

Из открытых источников интернета
Из открытых источников интернета

Костюмы этого балета в Мариинке просто великолепны. Здесь, на фото, Щелкунчика «растаскивают» Мышиный Король и дядюшка Дроссельмейер.

Из открытых источников интернета
Из открытых источников интернета

На таком волшебном башмаке Маша-Клара-Мари со Щелкунчиком отправились в сказочную сладкую страну. И я вижу теперь, что башмак-то украшен маками со стебельками — главными элементами архитектурных украшений стиля модерн в Петербурге. Ох, Шемякин, браво!

Из открытых источников интернета
Из открытых источников интернета

А вот вам и сказочный мир, с Чёрными снежинками и с грифами в цилиндрах. Сказки-сны не всегда бывают сладкими и розовыми. Это всё происходит во сне Маши.

Из открытых источников интернета
Из открытых источников интернета

А все сказки, 150 лет назад, были страшноватыми. И заканчивались они вовсе не радужно.

Из открытых источников интернета
Из открытых источников интернета

Здесь башмак приземлился в сказочную страну. Сколько артистов кордебалета было задействовано в спектакле! Сколько раз менялись декорации! Сколько чудесных преображений происходило на сцене — это всё заслуга Шемякина. Дорогущий спектакль (во всех смыслах), поражающий зрителей необычными действами.

Даже маленькие крысюки с мерзкими носами очень правдоподобны.

Из открытых источников интернета
Из открытых источников интернета

Они поедают кусок требухи. Мерзко, но реалистично))). В общем, после посещения этого балета в Мариинке в голове остаётся огромный мешок впечатлений! Ух!!!

Мой Щелкунчик в Александринке

Александринский театр находится в самом центре Петербурга, на Невском проспекте.

Из открытых источников интернета
Из открытых источников интернета

Здесь балет идёт в классическом варианте. Красиво, по либретто, как надо! Но мои воспоминания очень необычны и интересны. Постараюсь рассказать покороче. И сразу ляпну — мы с семьёй смотрели Щелкунчика из ... Царской ложи! В подтверждение сему предоставляю фотографию из семейного архива.

Фото автора. Из семейного альбома
Фото автора. Из семейного альбома

Мои сыновья были ещё маленькими (фотография бессовестно выцвела). Мы приехали летом в Петербург из Сибири как независимые туристы. Гуляли-смотрели-любовались красотами и величием Северной Столицы, так сказать. Я решительно созревала на посещение театра, любого! И вот, на Невском проспекте, в театральной будке, мы приобрели «билеты на Щелкунчика». Причём, только ТРИ, и в разных частях зрительного зала. А маленького ребёнка посадите на руки, — сказала нам кассир. И добавила — как свет в зале потухнет, сядете вместе на свободные места! (Сегодня о свободных местах в театрах речь уже не идёт).

В день представления, довольные и наивные, мы появились перед билетёршей. Но она нас «завернула»! У нас, дама, ЭТОТ номер не пройдёт!!! — отчеканила злобная старуха, возвращая нам билеты. Четыре человека с тремя билетами!!!

Почему вдруг меня назвали ДАМОЙ? Барышней или сударыней... куда ни шло. Мне было тогда непривычно услышать это «петербургское обращение к женщинам».

Очередь позади нас состояла из иностранцев. Огромные мужеподобные тётки с лошадиными зубами громко ржали, проходя в театр. Видно было, что они равнодушны к Чайковскому и Щелкунчику. В их программе стояло — посетить Русский балет, не более того.

Что же нам делать?, — воскликнула я, увидев слёзы на глазах Маленького. Да и два Больших были в смятении. Идите к главному администратору и разбирайтесь!, — прошипела старая билетёрша, указав рукой направление моего пути.

Я выбежала на улицу, обежала центральный вход, открыла нужную дверь, поднялась на второй этаж и влетела в кабинет Главного администратора Александринки. По дороге превращаясь из робкого туриста в мать-россомаху, защищающую своих детёнышей.

Как из пулемёта я выдала весь текст, упоминая иностранок-пофигисток. И то, что для Русских детей возможности посетить балет Щелкунчик в Петербурге нет абсолютно. И что мои дети слышат музыку Чайковского только из мультика «Том и Джерри». И что я сама знаю этот балет наизусть, и что я бывшая скрипачка и пианистка!!!

Администратор, милая и довольно молодая женщина, прервала меня. И сказала с улыбкой: Я всё поняла! Царская ложа Вас устроит?! Я переспросила, уже со слезами, не понимая смысла. А она встала и протянула мне четыре контрамарки... в Царскую ложу!

Я возвращалась бегОм назад к центральному входу к своим трём мужчинам, вытирая слёзы и превращаясь на ходУ (из россомахи)... теперь уже в императрицу Александру Фёдоровну!!!)))

Из открытых источников интернета
Из открытых источников интернета

Представление было восхитительным. Ёлка по-настоящему росла, поднимаясь выше и выше, под музыку «моего» Чайковского. С ней же вместе росла и моя значимость (после соответствующего поступка). Вернее, самозначимость, недостаточно оценённая, как мне казалось тогда, моей семьёй)))).

А в Царской ложе было не так уютно, как мне представлялось. Жёсткие стулья, в три ряда. Помимо нас там было ещё несколько зрителей. Мы же сидели на первом ряду, как императорская семья))).

Внизу в зрительном зале, наполненном иностранцами, хохотали не к месту, вставали, входили-выходили. В общем, до Щелкунчика им было, честно, как до фонаря! Обидно!

Вот так. Это были Два моих Щелкунчика. В Мариинке и Александринке.

Спасибо за внимание к моему каналу! Берегите себя! До встречи!