Найти в Дзене
Любопытный дилетант

Каким был первый хищник

Жизни на Земле чуть ли не больше лет, чем самой Земле, во всяком случае, первые её следы палеонтологи обнаруживают уже в породах возрастом более четырёх миллиардов лет. Но большую часть этого времени Земля была «планетой микробов» — многоклеточные организмы если и существовали, то были редкими диковинами. Разумеется, никаких хищников тогда не было — гоняться за хоть и вкусными, но редкими скоплениями клеток просто не было смысла. Но примерно 540 миллионов лет назад наступил палеозой, и в первом же его периоде — кембрии, всё изменилось. Животных стало много, охота на них стала выгодной. Жертвы, разумеется, просто так становиться жертвами не собирались, и всё заверте… В общем, не удивительно, что кембрий стал веком бронированных членистоногих — трилобиты, например, изобрели и броню, чтобы не дать себя сожрать. Аномалокарисы, правда, не изобрели для неё открывалку, зато её изобрели ракоскорпионы. В итоге кембрийские членистоногие вымахали до размеров, ни до того, ни позже невиданных, дос

Жизни на Земле чуть ли не больше лет, чем самой Земле, во всяком случае, первые её следы палеонтологи обнаруживают уже в породах возрастом более четырёх миллиардов лет. Но большую часть этого времени Земля была «планетой микробов» — многоклеточные организмы если и существовали, то были редкими диковинами. Разумеется, никаких хищников тогда не было — гоняться за хоть и вкусными, но редкими скоплениями клеток просто не было смысла.

Что-то крупное в заметном количестве в морях появилось только в кембрии.
Что-то крупное в заметном количестве в морях появилось только в кембрии.

Но примерно 540 миллионов лет назад наступил палеозой, и в первом же его периоде — кембрии, всё изменилось. Животных стало много, охота на них стала выгодной. Жертвы, разумеется, просто так становиться жертвами не собирались, и всё заверте…

В общем, не удивительно, что кембрий стал веком бронированных членистоногих — трилобиты, например, изобрели и броню, чтобы не дать себя сожрать. Аномалокарисы, правда, не изобрели для неё открывалку, зато её изобрели ракоскорпионы. В итоге кембрийские членистоногие вымахали до размеров, ни до того, ни позже невиданных, достигая в длину значительно более метра.

Аномалокарисы...
Аномалокарисы...

Но это было позже, уже через полтора десятка миллионов лет после начала «кембрийского взрыва». А первые хищники были совсем другими, хотя, между прочим, тоже относились к типу, дожившему до наших дней. Правда, в современных его представителях никто не узнал бы некогда грозных хищников.

Хищника этого нашли в Гренландии, на самом её севере, в богатейшем местонахождении кембрийских животных — лагерштетте Сириус-Пассет. Это сейчас Гренландия находится в Заполярье и сплошь покрыта льдом, а в кембрии, 540 миллионов лет назад, она была значительно южнее и климат там, как, впрочем, и по всей планете, был куда более тёплым.

... и опабинии — это уже позже.
... и опабинии — это уже позже.

Новооткрытый организм, Timorebestia koprii, относился к типу морских стрелок, они же щетинкочелюстные. Современные морские стрелки — довольно скромных размеров примитивные животные длиной чуть более 10 сантиметров. Они плавают в толще воды, изгибаясь вертикально и поедая всякую мелочь вроде инфузорий и мелких рачков, захватывая их щетинками у рта, почему, собственно, и названы щетинкочелюстными.

Собственно, T. koprii и её родич и современник Amiskwia не слишком сильно отличались от современных морских стрелок — тот же образ жизни, боковые и хвостовой плавники и чётко выделенная голова с усиками и ртом, правда, без мозгов — вместо мозга у них был брюшной нервный узел.

А первыми хищниками были дальние родственники скромных морских стрелок.
А первыми хищниками были дальние родственники скромных морских стрелок.

А вот размеры у тиморебестии были весьма внушительные как для кембрийского животного, так и для щетинкочелюстного — около трети метра. Благодаря уникальным условиям фоссилизации в лагершетте и крупным размерам животного, учёным удалось разглядеть подробности его анатомии, которые и позволили отнести его к типу морских стрелок. Хотя прямым предком современных щетинкочелюстных T. koprii точно не была.

Анатомическое устройство животного — большие хватательные придатки и сложно устроенные плавники, столь крупному существу нужные для того, чтобы догнать себе еды, явно указывает на то, что иморебестия была хищником. Да и раковинные членистоногие Isoxys volucris у неё в кишечнике оказались явно не случайно.

Получается, что одним из первых высших хищников на планете, ещё до всех этих ваших грозно выглядевших эвриптеридов и аномалокарисов, был двоюродный прапрапрадедушка робкого существа, подъедающего всякую мелочь и опасающегося попасться рыбам на обед.

Наука
7 млн интересуются