Первые свои попытки создать что-то многоклеточное эволюция предприняла более полумиллиарда лет назад, во время кембрийского взрыва. Поскольку попытки были первыми, они были не похожи вообще ни на что нам, современным многоклеточным, знакомое. Впрочем, странных монстриков непонятного типа эволюция порождала и после кембрия. Ну а поскольку современных аналогов у многих кембрийских существ просто не было, то и реконструкции их тел и образа жизни иной раз выходили довольно странными.
Одним из таких странных существ был аномалокарис, в котором учёным хотя бы удалось опознать членистоногое. Поначалу в сланцах Бёрджесс нашли только его ротовые придатки, похожие на странных креветок, что и нашло отражение в его названии — «ненормальная креветка».
Однако последующие находки дали палеонтологам более адекватное представление о внешности животного — «креветки» оказались скорее «усами» плавающего в толще воды существа, напоминающего скорее многоногого рака с плавниками вместо ног, внушительных для кембрия размеров — более 60 сантиметров.
Около 200 лет назад, когда аномалокарис был только открыт, учёные сочли его высшим хищником кембрия, ротовые придатки которого были предназначены для вскрытия твёрдых панцирей, таких, какие уже были у его современников — трилобитов. И найдя в тех же кембрийских слоях раздробленных и покорёженных трилобитов, исследователи решили, что это работа аномалокариса.
Подробно же биомеханикой аномалокариса до недавних пор никто не занимался — не хватало ни технических возможностей, ни ископаемых останков. Однако в XXI веке такие возможности всё же появились, и учёные создали 3D-модель анамалокариса, а в качестве аналогов наружных покровов использовали биомеханические свойства современных паукообразных.
Результат вышел весьма неожиданным: выяснилось, что схватить, удержать, а тем более разгрызть трилобита своими «усами» анамалокарис просто не мог — он бы скорее повредил, сломал и вывихнул свои придатки, чем добрался бы до неплохо бронированного мяса трилобита.
Так что вероятнее всего аномалокарис ловил своими отростками не жёстких членистоногих, а более мягкую добычу и в толще воды. Кого-нибудь вроде червяков, медуз или предков нынешних позвоночных. Что, впрочем, вряд ли делало его намного менее грозным хищником, всё же при своих размерах он мог если не разгрызть, то схватить почти любое животное, которые в кембрии были в основном довольно-таки мелкими.
Что же до разгрызенных трилобитов, которые никуда не делись от того, что выяснилось, что их съел не анамалокарис, то палеонтологам теперь придётся искать кого-то другого — то ли родича анамалокариса с жвалами попрочнее, то ли животное вообще из другой эволюционной линии.