1. Эффект плацебо
"Плацебо" - это вещество, которое не обладает лечебными свойствами, но используется в качестве такового. Целебный эффект, производимый этим веществом, связан с верой пациента в то, что он принимает настоящее лекарство, а не"пустышку".
В психологии эффект плацебо - это прекрасный пример того, как то, что мы говорим людям, влияет на их восприятие. Таким образом, эффект плацебо основан на внушении. Например, если человеку сказать,что лекарство обладает определенным эффектом, он будет с нетерпением ждать этого эффекта, что, в свою очередь, приведет к желаемому результату.
Вы можете использовать свой собственный опыт, чтобы проверить, соответствует ли полученная информация реальности. Возьмём самый простой пример: возможно, кто-то из ваших знакомых бывает, что страдает от головных болей, расстройства желудка или подобных симптомов. Когда возникнет дискомфорт, скажите больному, что сейчас же принесёте лекарство.
Попросите его подождать. Пойдите в другое место, налейте стакан воды и сделайте вид, что положили в воду лекарство, чтобы выиграть время. Затем дайте ему воду и еще раз напомните, что лекарство очень хорошее и что его состояние скоро придет в норму. Несмотря на то, что пациент выпьет всего лишь стакан простой воды, вероятность того, что через некоторое время ему станет лучше, составляет 80%.
2. Эффект Веблена
Эффект Веблена - это идея о том, что увеличение спроса на товар с высокой ценой экономически нерационально. Более того, чем выше цена, тем больше спрос на товар. Этот эффект характерен для товаров, которые большинство людей не могут себе позволить из-за их высокой цены. В результате подчеркивается социальный статус владельцев таких товаров.
Главная особенность эффекта Веблена заключается в том,что люди придают большое значение статусу товара и одержимы определенным брендом или точкой бренда, а иногда этот эффект возникает благодаря тому, что люди повышают свой социальный статус. Эффект Веблена так же предполагает, что в психологии целевой аудитории доминирует мотивация стремления к роскоши и престижу.
Влияние эффекта Веблена на человеческую психику можно наглядно увидеть, обратив внимание на окружающих нас людей. Большинство молодых людей подвержены его влиянию. Сегодня существует огромное количество различных компаний, брендов и торговых марок. У всех них есть свои фанаты. Юноши и девушки покупают вещи - одежду и обувь, которые могут показаться простыми, но стоят очень дорого. Или мобильные телефоны стоимостью в тысячи рублей. Как правило, чем дороже новинка, тем больше людей хотят ее купить.
К сожалению, сейчас широко распространено заблуждение, что чем дороже вещь, тем значимее персона ее владельца.
3. Эффект ореола
Суть эффекта ореола заключается в следующем: если человек производит хорошее впечатление, то впоследствии люди будут "приписывать" ему другие хорошие качества, которые на самом деле могут не соответствовать действительности. Если человек производит плохое впечатление, люди будут бессознательно пытаться выделить в нем плохие качества, независимо от его личности в целом. Эффект ореола обычно проявляется в визуальных оценках. Красивые внешне люди воспринимаются как умные, образованные, хорошие коммуникаторы и т. д. Если же внешность человека не очень привлекательна, то его будут оценивать противоположным образом.
Если вы сначала зарекомендуете себя как ответственного и добросовестного студента, практиканта или сотрудника, который старательно выполняет все поручения и активно участвует в учебном и рабочем процессе, то вы создадите себе хорошую репутацию, которая поможет вам в дальнейшем. В будущем вам могут простить небольшие ошибки в работе, невыполнение заданий или пропуски занятий по каким-то причинам.
4. Эффект случайного прохожего
Эффект стороннего наблюдателя (также известный как эффект стороннего наблюдателя или синдром Дженовезе) - это тенденция сторонних наблюдателей оставаться в стороне и не пытаться помочь пострадавшему, когда они становятся свидетелями чрезвычайной ситуации. Интересно, что чем больше свидетелей, тем меньше вероятность того, что кто-то поможет. Если же свидетель только один, вероятность того, что он протянет руку помощи, резко возрастает.
Известны случаи, когда люди, ставшие очевидцами трагических событий, не помогали жертвам. Например, когда больному человеку плохо, возможно, вы сами находитесь в толпе, а находящиеся рядом зрители просто продолжают наблюдать. Они полагают, что помощь окажут другие, тогда как на самом деле помочь может каждый.
5. Эффект первого впечатления
Смысл эффекта первого впечатления заключается в том, что когда люди встречают и оценивают другого человека, они склонны придавать значение впечатлению, произведенному на них в первые несколько минут общения. В последующем обмене мнениями может даже случиться так, что все последующие впечатления и информация покажутся неверными и будут отброшены. Первые впечатления могут формироваться намеренно или ненамеренно.
На первое впечатление влияют внешний вид человека, его манера поведения, манера говорить, уверенность, голос и выражение лица.
При встрече с незнакомыми людьми обратите внимание на то, как вы сами начинаете оценивать собеседника. Обращайте внимание на характеристики человека, с которым вы общаетесь, и на эмоции, которые они вызывают. При знакомстве с новым человеком просмотрите в памяти "информацию", полученную во время первой встречи. Если человек вам изначально понравился, то впоследствии вы будете относиться к нему с симпатией.
6. Эффект аудитории
Эффект аудитории это влияние, которое оказывает присутствие других людей на деятельность человека. Этот эффект может быть как положительным, так и отрицательным.
Многие исследования показали, что когда человек выполняет простое и знакомое задание, присутствие других людей улучшает результат, поскольку стимулирует правильные ответы. И наоборот, если задача сложная и незнакомая, присутствие других людей стимулирует неправильные ответы, что ухудшает результат.
В повседневной жизни мы можем заметить этот эффект, просто обращая внимание на себя и других. Спортсмены, как правило, показывают лучшие результаты, когда знают, что за ними наблюдают зрители. Работники совершают больше ошибок, когда сталкиваются с новой деятельностью, если за ними наблюдают другие (начальство и коллеги).
Подобные аналогии можно провести в любой сфере жизни. С помощью этого эффекта вы можете научиться влиять на других людей и на результаты их деятельности, просто наблюдая или не наблюдая за ними.
Аналогичным образом можно влиять и на личные эффекты.
7 .Эффект Бернхема / Эффект Фаулера
Эффект Бернама (также известный как эффект Фаулера или эффект субъективного подтверждения) еще один уникальный феномен, заключающийся в том, что человек верит, что высказывания о личности, сделанные конкретно о нем, на самом деле являются обобщениями, которые можно применить и к другим людям. Эффект Барнума часто используется различными шарлатанами, называющими себя астрологами, мануальными терапевтами и экстрасенсами. Целью этих людей является обман.
В повседневной жизни мы можем наблюдать множество подтверждений эффекта Барнума. Например, многие люди могут поверить в достоверность описания личности в гороскопах, астрологических прогнозах и различных тестах. Попробуйте составить обобщенный профиль для некоторых ваших коллег, используя наиболее распространенные описания личностных качеств.
Большинство людей согласятся с таким описанием "вас". Поэтому, если кто-то вдруг расскажет о вас много интересного, подумайте, что это, скорее всего, просто набор обобщений, и он пытается повлиять на вас. Вы сами можете использовать эту технику, чтобы вызвать у других хорошее отношение к себе, вызвать доверие, спровоцировать определенные эмоции или реакции. Однако помните, что злоупотреблять этой техникой нельзя.