Про экономику в 1917 году рассказывают редко. И очень зря. Временное правительство за 8 месяцев начудило в народном хозяйстве на несколько залпов «Авроры».
Продразверстка
Перестройка буквально выплеснула на мозги обывателей огромное количество историй о продразверстке и большевиках. Но любой человек, который хотя бы немного интересовался этим периодом, прекрасно знает, что ввели ее еще царское правительство в 1916 году. Причина банальная. Хотя в России не было таких проблем с продовольствием, как в Германии, но все равно перебои с поставками хлеба ощущались. Много крестьян было мобилизовано, к тому же рыночные цены на зерновые все время росли, а государственные закупки проводились по фиксированным ценам, которые были заметно ниже. Многие землевладельцы просто придерживало зерно.
Поэтому на третий год войны царское правительство ввело специальный план по каждой губернии по заготовки зерна. Для снабжения армии и крупных городов. Вот только никаких специальных мер для реализации этого плана не предусматривалось. Считалось, что хватит патриотических чувств населения. Результаты были плачевные, планы саботировались повсеместно. В Воронежской губернии, например, земство подсчитало, что выполнение плана означало изъятие всего зерна у крестьян. Повеяло запахом дыма горящих усадьб, и никто ничего делать не стал. Добрые царские чиновники задумались о том, как формализовать систему, но грянул Февраль.
Наверное, народное Временное правительство должно было отказаться от этих крайне непопулярных мер. Но не отказалось. Хлеб все равно был нужен, а достать его, кроме как деревни, было негде. Поэтому уже 27 февраля была создана Продовольственная комиссия. И практически первое ее решение: провести реквизицию хлеба у крупных собственников. Если при царях хлеб хотя бы выкупали, пусть и по невыгодным ценам, то Временное правительство решило этим не заморачиваться. А уже 25 марта появился Закон о Хлебной монополии, которая запрещала его частную торговлю.
Вот только законами и инструкциями собрать хлеб получалось все хуже и хуже. Поэтому в конце августа появился циркуляр, который приписывал забирать хлеб даже с силой оружия, а в целях борьбы со спекуляцией продуктами досматривать багаж в поездах… Осенью даже появился институт особоуполномоченных, которые должны были заниматься продразверсткой. То есть, все что использовали потом большевики, попытались внедрить либералы из Временного правительства. Им просто не хватило организационной структуры, которая смогла бы все провернуть.
В общем, Временное правительство последовательно ужесточало свою политику, все больше запрещало и регулировало распределение зерна, но снабжение становилось все хуже и хуже, рынок продолжал работать и цены там стабильно росли.
Инфляция
Еще больших «успехов» Временное правительство достигло в монетарной политике. В общем-то финансы были разбалансированы еще до революции. Военные расходы выросли, при этом доходы от экспорта зерна упали почти до нуля, а сухой закон лишил водочных доходов. Дефицит бюджета покрывали за счет заимствований и банальной денежной эмиссии. Денежная масса росла все годы Первой мировой войны: 01.01.1914 в обращении было 1633 млн. руб.; 01.01.1915 — 2947 млн.; на 01.01.1916 — 5617 млн., 01.01.1917 — 9103 млн. руб. Все это естественно привело к росту цен. Инфляция за эти три года составила 194%. Высокий, но все же контролируемый уровень.
Временное правительство с революционной наивностью ничего контролировать и сдерживать не захотели. Наоборот, начали безудержно тратить деньги. Показательна история с Военным фондом. Суммарно по нему был зафиксирован расходы на сумму 37,8 млрд рублей за период с июля 14 по июль 17 года. Из них 10,6 млрд рублей за семь месяцев 1917 года. Армия разлагалась с невиданной скоростью, эффективность ВПК также стремительно падала, железная дорога работала все хуже, но при этом деньги во все это вкладывали все больше и больше.
Революционеры обходились бюджету намного дороже чем любые царские сатрапы. Частично это была некая социальная щедрость: увеличивались все зарплаты, пайки, пособия и выплаты. Огромные суммы съедались «подготовкой к реформам» и социальные эксперименты. Что делать с земельным вопросом никто из временных не знал, но на создание земельных комитетов потратили 140 млн рублей. На организацию продовольственных комитетов, тех самых, которые занимались продразверсткой, планировалось потратить 500 млн. По некоторым отрывочным сведением, можно сказать, что государственные деньги во временном правительстве не жалели.
За счет чего это финансировалось? От повышений налогов, а было и такое, только частично. Наоборот, доля налоговых поступлений в бюджете только уменьшалась: в 1917 году всего 12% поступлений в бюджет. В основном оплачивалось все за счет печатного станка. С марта по октябрь, когда страной управлял Львов и Керенский, было выпущено 7,3 млрд бумажных царских рублей. Для сравнения, за все время войны напечатали 8,3 млрд рублей. Но и это, скорее всего, заниженные цифры.
В стране нарастал хаос и неразбериха в вопросе эмиссии. Само Временное правительство в августе напечатало «керенки» – некие казначейские знаки, которые теоретически тоже обеспечивались золотом и достоянием государства. На самом деле это была немного переработанная консульская марка, главное достоинство которой была низкая себестоимость печати. Но проблема была в том, что кроме старых денег и керенок в ходу были самые разнообразные суррогаты. Свои деньги могли выпускать местные власти, банки и даже некоторые предприятия. В результате почти 80% расходов финансировалась за счет эмиссии, а инфляция за 11 месяцев 1917 года составила 426%.
Был даже такой курьезный факт. Царские деньги, выпущенные еще при Николае II, никто из обращения не изымал. Вот только обыватели доверяли им больше, чем революционным деньгам. Поэтому прятали их в кубышку, то есть использовали для сбережений. Речь идет не о золотых червонцах, с ними-то все понятно, а о бумажных ассигнациях.
Реальный сектор
Хаос нарастал не только в финансовой сфере. Практически во всей экономике происходили крайне неприятные процессы. В сельском хозяйстве крупные землевладельцы предпочли не засеивать свои поля, и одновременно по селам прокатился «черный передел». При этом ситуация с продовольствием городах становилась все хуже и хуже. Когда-то революционеры обвиняли царское правительство в неспособности накормить народ. Но после Февраля стали появляться карточки. Да-да. Продуктовые карточки первыми ввели не большевики, а Временное правительство.
С каждым месяцем революции все хуже работала железная дорога. Дело не только в опоздании пассажирских поездов, о чем часто писали в мемуарах свидетели событий. Транспортный кризис стал очевиден уже летом. Надо сказать, что царское правительство к 1917 году как-то адаптировалось к войне и экстремальной нагрузкам на железную дорогу. В начале года были определенные проблемы с пробками из составов, но они появились из-за снежных заносов. С природным фактором справились. Но наступившая эра свободы все разрушило.
Министр путей сообщения Н. В. Некрасов в докладе 7 июля 1917 года назвал 6 причин транспортного кризиса. Последовательно: нехватка металла, дефицит угля, жидкого топлива, низкие зарплаты работников, огромные хищения («вследствие продолжающегося массового движения по всей стране солдат»), организационный хаос. Нехватка топлива и металла были вызваны сокращением их производства. Но в общем организационном беспорядке, кризис развивался по спирали.
Отсутствовало понимание как ресурсы распределять в масштабах всей страны. Само Временное правительство таким центром стать не смогло. В результате регионы, где располагались месторождения, просто удерживали топливо. При этом хлебные регионы не могли вывезти продовольствие, а промышленные центры, без угля и продовольствие, останавливали производство. Без металла и запчастей работа железной дороги становилась еще хуже, топливо и продовольствие вывозить становилось все труднее. Дальше вы поняли.
Транспорт в принципе ничем не отличался от остальных отраслей. В этом плане особенно характерно для того времени шестая причина кризиса по Некрасову. Вот как завуалировано он про них доложил: «отдельные единичные или даже групповые выступления в пользу узких личных интересов той или иной категории железнодорожных служащих, противодействуя проявлению твердой власти на местах, являются актами антиреволюционными вообще, по отношению же к железным дорогам». О чем же он? А это ничто иное как наезд на деятельность рабочих комитетов и профсоюзов.
На волне Февральской революции с подачи советов практически везде по России были созданы некие органы рабочего самоуправления. Практически не было предприятия без своего фабрично-заводского комитета. На железной дороге это привело к появлению ВИКЖЕЛЬ (Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного профсоюза), с которым пришлось считаться и большевикам после Октября. В масштабах всей страны это означало появление так называемого «рабочего контроля». Декретом Временного правительства от 22 апреля их существование таких комитетов вообще закрепили законодательно.
Создавались такие комитеты с благими целями – для защиты рабочих от притеснений капиталистов. Чтобы не штрафовали, не увольняли, поднимали зарплату… но как-то постепенно они стали контролировать все производственные, а потом и коммерческие вопросы. Например, кому отгрузить продукцию, что выпускать в первую очередь. Несмотря на сопротивление собственников и директората, некоторые предприятия рабочие контролировали полностью.
Несмотря на то, что задумывалось все для порядка, влияние на экономику такие комитеты оказывали крайне разрушающую. Уже просто борьбы за контроль над предприятием между владельцем и комитетом мешала работать, так еще и вмешательство работников в вопросы, в которых они разбирались слабо, приводило дела на предприятия в беспорядок. Выглядело это так. На заводе рабочий комитет решил отгрузить продукцию не по договору или туда, где она была особенно нужна с точки зрения властей, а соседнему предприятию только потому, что оттуда пришли ходоки и слезно попросили.
А что же правительство?
Как со всем этим постепенным погружением в хаос боролось Временное правительство? Можно сказать, что практически никак. Начнем с того, что это не одно правительство, а четыре. В среднем каждый из них продержался два месяца. И ни одна из ротаций не смогла выработать единую позицию по важным вопросам экономики. Более того, создается впечатление, что и не хотела, предпочитая хорошенько обсудить вопрос и подождать, как оно пойдет дальше.
Не стоит думать, что к власти пришли совсем уж глупые люди, которые не замечали, куда катится страна и не предлагали никаких способов выхода из кризиса. Нет, министры не только озвучивали самые различные меры по борьбе с кризисом, но даже принимали какие-то постановления и декреты. Но провести их в жизнь, заставить работать не смогли, возможно и не хотели, понимая их крайнюю непопулярность. Как, например, с вооруженной продразверсткой. В этом плане большевики оказались намного решительнее.
Стоит ли удивляться тому, что поддержка Временного правительство с каждым месяцем падала? Нехватка продовольствия, угля, проблемы на заводах, рост цен, деньги с качеством туалетной бумаги, всеобщий хаос, неудачи на фронте. Агитация коммунистических идей на этом фоне получал прекрасную питательную базу.