Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Подводим итоги 2023 года: кино + архитектура, а также лучший друг, юбилей, ограбление и собака года

Оглавление

Вместо дежурных открыток и поздравлений набросаю итоги своего 2023-го в фильмах, зданиях и впечатлениях. Сначала, конечно, о кино (немного размышлений, дальше поделюсь своей кинодесяткой).

ФИЛЬМ ГОДА

Как я уже неоднократно писала, я веду кинодневник, к которому нередко возвращаюсь и сверяю информацию. Но в этот раз случилось невероятное: даже с помощью кинодневника я не могу назвать ни одного нового фильма, который бы поразил настолько, чтобы удостоиться почетного звания «фильм года». Напротив российских фильмов и сериалов за 2023 все чаще встречается дворовое слово «капец», потому что даже лень печатать длинное «выключила через 10 минут». Впрочем, это видно по рецензиям на отечественные киноновинки от условно патриотического «Нюрнберга» до условно нейтральной «Хитровки», а на «Слове пацана» я совсем расклеилась и призвала на подмогу всемогущий искусственный интеллект.

Поэтому начну с номинации «Лучший друг года» — это, конечно, ChatGPT и многие другие нейросети, которые всегда ответят на любой вопрос и даже больше.

"Внутри", арт-триллер с Уиллемом Дефо и картиной Эгона Шиле
"Внутри", арт-триллер с Уиллемом Дефо и картиной Эгона Шиле

И все-таки лучший фильм 2023 года лично для меня я назову (а заодно и победителя в рубрике «ограбление года») — им стал «Inside» с неподражаемым Уиллемом Дефо. Это фактически монофильм, интересный разве что фанатам современного искусства, которые могут на протяжении двух часов разглядывать картины, фото и инсталляции, а потом еще два дня про это читать и восхищаться. Нормальный человек, скорее всего, не досидит и до середины, потому что бесконечные перепады температуры будут то и дело напоминать про глобальное потепление, а оно у нас, как и все приличные экологические фонды, входит в категорию «нежелательных» и иноагентских сущностей. Так что с фильмом года все очень относительно.

СЕРИАЛ ГОДА

Сериал года — «Шпион среди друзей» с Гаем Пирсом в роли легендарного Кима Филби, агента советской разведки и по совместительству одного из руководителей разведки британской.

-3

Кстати, однажды мне дали неплохой совет — не просто записывать увиденное / прочитанное / услышанное в виде отчета, но и в своих списках-дневниках указывать источник, откуда мы о том или ином культурном явлении узнали. Так вот, этот сериал пришел ко мне не из области кино или журналистики, а из сферы дизайна: оказывается, титры для «Шпиона среди друзей» делал британский графический дизайнер Мэтт Уилли из бюро Pentagram. Получилось совсем не ретро, а очень даже стильно и современно. Ну и сериал достойный (замечу, второй год в моих списках в категории «сериал года» побеждают британцы-разведчики, и это любовь).

Российский сериал года — их будет сразу два, и оба документальные: это «Рестораны Москвы» и «Тонкий вкус» про шеф-поваров: не в смысле классные, а на фоне бомбардировок, санкций и рубля-под-сто очень своевременные и показательные.

Но если все-таки спросите о недокументальном сериале, то это, пожалуй, «Оффлайн 2». Забавно, что в прошлом году первый его сезон попал в рубрику «антисериал», потому что совсем не понравился (но и киногод был поинтереснее и разнообразнее), и в «Оффлайне» действительно много разной ерунды, несостыковок и переигрываний. И тем не менее тема борьбы с наркотиками в Екатеринбурге более чем болезненная, на эту тему просто преступление ничего не снимать. Не скажу, что это прям удача года, но в целом смотрю с интересом (тем более что сериал в самом разгаре, на днях вышла пятая серия из десяти).

Оффлайн 2
Оффлайн 2

В ДРУГИХ НОМИНАЦИЯХ:

Юбилей года — 80 лет Мику Джаггеру. Вот правда, я так люблю его роль в «Представлении» Николаса Роуга и Дональда Кэммела, что пересмотрела с огромным удовольствием этот странный великий фильм.

Мик Джаггер (Performance, 1970)
Мик Джаггер (Performance, 1970)

Ну и раз речь зашла о Лондоне, к концу года подоспел еще один юбилей — 30 лет со дня премьеры культовой британской комедии «Реальная любовь».

Собака года — овчарка Сокс из полицейского фильма «Клык» с Аароном Экхартом. Взгляд, достойный мистического триллера. Ну а картине плюсик за улицы современного Лос-Анджелеса без прикрас.

Событие годазабастовка в Голливуде, продемонстрировавшая силу и мощь профсоюзов. Пролетарии всех стран, собирайтесь, тряпки, и объединяйтесь!

Художник года — Пакетчик, он же Bagman из комедии «Искусство по понятиям» с Умой Турман и Сэмюэлем Л. Джексоном.

"Искусство по понятиям" (рубрика "инсталляция года от художника года")
"Искусство по понятиям" (рубрика "инсталляция года от художника года")

Заодно и выставка года — изумительная Паула Регу в Стамбуле. Она умерла в 2022 году, ей было 87 лет. Тогда ее работы включили в экспозиции Венецианской биеннале современного искусства. Регу как живописец сильная, смелая, превращает свою уязвимость в оружие и бесконечно вдохновляет.

Пшик года — «Город астероидов» Уэса Андерсона. Как будто этот фильм делался для интерактивной выставки в музее детворы, но никак не для кинозрителя.

Российский пшик года делят и стар, и млад: «Сказка» Сокурова и «Слово пацана» Крыжовникова. Один другого хуже: если первую смотреть просто невозможно и тошно, то второй со своими мотивациями и сценарием не выдерживает никакой критики, даже ИИ-шной.

Главный российский фильм года — это, увы, «Снегирь» Бориса Хлебникова, потому что буквально на пальцах демонстрирует уровень правосознания наших соотечественников.

"Опа, г*ностайл" (кадр из фильма "Снегирь") — коронная фраза героя Тимофея Трибунцева
"Опа, г*ностайл" (кадр из фильма "Снегирь") — коронная фраза героя Тимофея Трибунцева

Домашняя ретроспектива года — все фильмы про Ганнибала Лектера, Клариссу Старлинг и Уилла Грэма (в исследовательских целях). Ожидаемо лучшим оказался самый первый — «Охотник на людей» Майкла Манна, красивый, архитектурный, непревзойденный.

Архитектурный фильм года — док про город Чандигарх 60 лет спустя «The Power of Utopia: Living With Le Corbusier in Chandigarh».

Документальный фильм года — «Jerry Schatzberg, portrait paysage», небольшой фильм-встреча двух замечательных людей: это Мишель Симан, французский кинокритик (к сожалению, недавно ушедший из жизни), и Джерри Шацберг, прекрасный режиссер, автор культовой «Паники в Нидл-Парке», одного из самых страшных и проникновенных фильмов о наркопотреблении.

Джерри Шацберг от фэшн-съемок с Фэй Данауэй до серии портретов Фиделя Кастро
Джерри Шацберг от фэшн-съемок с Фэй Данауэй до серии портретов Фиделя Кастро

Шацберг по своей первой и главной профессии — лайфстайл- и фэшн-фотограф, поэтому большая часть беседы посвящена интересным снимкам разных знаменитостей, а также всяким лирическим воспоминаниям (Шацберг был влюблен в Фэй Данауэй, которая оставила его ради Марчелло Мастроянни).

Кинокритик года — Андрей Горзо, румынский киновед, написавший в этом году в соавторстве с Вероникой Лазэр книгу, исследующую кинематограф Раду Жуде.

Утрата года — британский режиссер-автор Теренс Дэвис. Его «Время и город» 2008 года — эталон урбанистического и биографического фильма-эссе. В реальности я никогда не была в Ливерпуле 1950-х, но благодаря Теренсу Дэвису как будто побывала.

Открытие года — инди-комедия из Канады «Без ума от кино», снятая в 2022, но вышедшая у нас в 2023. Очаровательный свежий фильм про неискоренимый недуг под названием «синефилия». Смотреть всем, у кого в семье есть кинолюбители, для осознания масштаба трагедии.

-9

Итак, ДЕСЯТКА ГОДА:

  1. «Убийца» (The Killer), реж. Дэвид Финчер
  2. «Король улиц» (Omar la fraise), реж. Элиас Белькеддар
  3. «Барби» (Barbie), реж. Грета Гервиг
  4. «Оппенгеймер» (Oppenheimer), реж. Кристофер Нолан
  5. «Анатомия падения» (Anatomie d’une chute), реж. Жюстин Трие
  6. «Тихий садовник» (Master Gardener), реж. Пол Шредер
  7. «Снегирь», реж. Борис Хлебников
  8. «Граф» (El Conde), реж. Пабло Ларраин
  9. и
  10. Оставшиеся два места делят:

    «Бедные-несчастные» (Poor Things), реж. Йоргос Лантимос
    «Оставленные» (
    The Holdovers), реж. Александер Пейн
    «Феррари» (
    Ferrari), реж. Майкл Манн
    «Зона интересов» (
    The Zone of Interest), реж. Джонатан Глейзер

В ближайших планах на выходные посмотреть:

  • «Все страхи Бо» (Beau Is Afraid), реж. Ари Астер
  • «Солтберн» (Saltburn), реж. Эмеральд Феннел
  • «Красное небо» (Roter Himmel), реж. Кристиан Петцольд

Молчи, грусть, молчи, или Архитектурные итоги 2023 года

Что касается архитектуры, то даже несмотря на архитектурную биеннале в Венеции, несмотря на душеспасительные интервью молодых архитекторов, все очень грустно. Грустно, потому что при нынешней власти прекрасный город Петербург превращается в черт знает что. Новых парков и зеленых зон по-прежнему нет, зато убогие ЖК растут как на дрожжах. Давайте, что ли, более предметно:

-10

Позор годаснос дома Басевича. Стиль модерн. 1912 год постройки.

(Сюда укладывается и арт-позор года — передача «Троицы» Андрея Рублева РПЦ.)

Демонтаж годаснос санатория «Сестрорецкий курорт» на берегу Финского залива. Основан в 1900 году, многоэтажный третий корпус построили в 1978, а теперь его вот так оригинально «реконструируют».

Обрушение года — Гороховая, 73, когда часть здания просто полностью обвалилась. 1885 год постройки.

Угроза года — демонтаж ансамбля Нарвской заставы, который пока вроде как отложили до 2029 года. Уникальный жилой массив, возведенный в концепции города-сада, 1925 — 1927 гг.

Антизакон года — поправки к городскому закону № 820–7 «О границах объединённых зон охраны объектов культурного наследия», согласно которому город может потерять около 400 зданий исторического центра.

Конфликт года — программа КРТ (Комплексного развития территорий), которая грозит тысячам жильцов питерских хрущевок депортацией куда подальше. Пока закон заморожен до 1 января 2025 года. Пожелаем ему не размораживаться никогда.

Рождественский антиподарок от администрации города его жителям — начало сноса Ленинградского дворца молодежи аккурат к Новому году, в конце декабря. Что ж, молодежь желает этим господам сгореть в пламени социалистической революции.

Ленинградский дворец молодежи, он же — "диссонирующий объект". Снос начался в двадцатых числах декабря, по традиции, перед новогодними праздниками
Ленинградский дворец молодежи, он же — "диссонирующий объект". Снос начался в двадцатых числах декабря, по традиции, перед новогодними праздниками

Плюс ко всему — Северный намыв, угроза сноса домов на Обуховской обороны, ВНИИБ, Ленинградский мясокомбинат, безобразие в здании бывш. Госбанка и многое-многое другое. Поэтому простому петербуржцу ничего не остается, как надеть костюм Джейн Джейкобс и, как в «Сиротском Бруклине», бороться за свои дома и районы.

И, конечно, нельзя не сказать про главную архитектурную и экологическую трагедию года — это разрушение Каховской ГЭС. В этой связи обозначу несколько материалов на канале за прошлый год, которые мне кажутся важными:

  • Памяти Каховской ГЭС. О фильме Юлии Солнцевой по сценарию Александра Довженко «Поэма о море»
  • «Пацифистка» с Моникой Витти — об итальянском фильме венгерского режиссера Миклоша Янчо (1970)
  • «Дзета» Коста-Гавраса к 90-летию греческого режиссера

За сим откланиваюсь на удлиненные выходные смотреть кино и грустить. С Новым годом и Рождеством! Пожелаю скорейшего осознания происходящего (с помощью кино с архитектурой или без них — это уже дело вкуса).