Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

На дне с Шахназаровым, или Что не так с его новым фильмом «Хитровка. Знак четырех»

Оглавление

Пару-тройку месяцев назад некогда подававший надежды режиссер Карен Шахназаров разразился новым опусом — двухчасовой кинопыткой под названием «Хитровка. Знак четырех». И вроде ничего не предвещало беды — мы же все любим и Москву, и детективы, и красивые декорации, и неожиданные сюжетные ходы, и типажи необычные нам нравятся… Только вот ничего этого у Шахназарова мы так и не увидели.

Чиновный взгляд

Так что же это все-таки было — «На Хитровке» Гиляровского (1926 года) или «Знак четырех» Конан-Дойла (1890-го)? Или каша-малаша из всего понемногу? Но это вопрос второстепенный. Главное — зачем? Можно, конечно, пафосно встать в позу Станиславского и воскликнуть «Не верю!», и это хочется сделать уже на первых кадрах, когда никакой актер Крюков (кажется, всей своей карьерой он обязан исключительно родственным связям с Сергеем Бондарчуком, которому приходится внуком) вместе с никаким комиком Олешко из Кишинева натужно изображают Станиславского и Немировича-Данченко.

Ряженые: актер Крюков изображает Станиславского
Ряженые: актер Крюков изображает Станиславского

Дальше «Станиславский» знакомится с «Гиляровским» (Пореченков тут не жует сосиски с сервелатом, как в рекламе, а жаль, так было бы хотя бы смешно — авторы этого фильма настолько серьезные, что из всевозможной снеди, описанной у Гиляровского, разрешили Пореченкову только щи с водкой).

Еще дальше они превратятся в отдаленный аналог Холмса с Ватсоном (правда, кто есть кто — это уже неважно, да и кто ж их разберет) и вместе с Лейстредом в виде Стычкина приступают к расследованию таинственного убийства какого-то богатого индуса. Не знаю, кто назвал эту коллизию из «Сокровищ Агры», перенесенную на московскую почву, смешной и назвал фильм комедией, но это явно был человек, лишенный чувства юмора. Посчитать такое «забавным» может разве что чиновник, коим Шахназаров является уже много лет, возглавляя «Мосфильм», — на целых два года больше, чем Путин заседает в Кремле.

No comment
No comment

Главная проблема заключается как раз в этой чиновничьей оптике — крайне предсказуемой в нынешней РФ, надо сказать. Чиновник, который давно и активно выступает публично, являясь доверенным лицом президента, выражая свои взгляды в пропагандистских передачах, подписывая всякие бумажки и даже замахиваясь на геополитические темы — от такого человека ждешь чего-то масштабного, размаха, что ли. И пусть идеи будут высказаны спорные, дискуссионные, но это хотя бы будет каким-то высказыванием, какой-то претензией на мнение — возможно, даже будет иметь какой-то вес и резонанс. Так было, например, с уже упомянутым выше Бондарчуком, с которым многие не соглашались, его ненавидели, его боялись, но это была личность, причем личность выдающаяся.

Но что мы видим в данном случае? Господи, Шахназаров лишил меня возможности даже процитировать старую пословицу «Замах на рубль — удар на копейку», потому что и замаха-то никакого не было!

Стычкин-Лейстред и Пореченков-Ватсон
Стычкин-Лейстред и Пореченков-Ватсон

«Хитровка» — это какой-то мышиный писк, никак не вяжущийся с звучным шахназаровским тембром в его многочисленных интервью, с респектабельными темными очками и размеренностью восточного мыслителя — с вот этой ролью, в которую он вживался на протяжении последних десятилетий.

И действительно, был бы он честным интеллектуалом, давно бы уже сидел за границей или в тюрьме, снимал бы кино или писал бы сценарий о том, что на самом деле происходит, без высосанных из пальца фантазий, надуманных приключений, бессмысленных диалогов, нарочитых декольте, удлиненных пауз и всей этой никогда не существовавшей Москвы, которую мы якобы потеряли (еще проблема в том, что с таким бездарным руководством, которое поддерживает чиновник Шахназаров словом и делом, не только вся Москва, но и вся Россия скоро превратится в одну большую Хитровку, и тогда уже точно будет не до шуток).

Пореченков без сосисок и сервелата. Только водка и щи
Пореченков без сосисок и сервелата. Только водка и щи

Антиэстетика по-шахназаровски

Как вы уже догадались, этот фильм совершенно неинтересно ни смотреть, ни обсуждать. Но все-таки скажу еще напоследок об изобразительном решении. Видимо, авторам очень хотелось, чтобы было красиво. Впрочем, зрителю этого тоже очень хочется, только, ну ей-богу, не надо же так стараться! В данном случае картинку просто пережарили, цвет получился настолько неестественным, будто на него наложили самый дурацкий фильтр из запрещенного инстаграма. Что же до декораций, над которыми корпела команда Сергея Февралева, то и тут облажались.


Февралев специализируется на историзмах примерно одинаковой степени точности: о цветовых фильтрах фильма «1941. Крылья над Берлином» и красношароварном «Капитане Волконогове» (который бежал) мы писали на канале (цветовые палитры прилагаются):

В «Хитровке» аккуратно сложенные Февралевым ровненькими стопочками, только что нарубленные свеженькие дровишки — ну это же никуда не годится! Нарочито состаренные стены, кадр ломится от реквизита, бутафории и лохмотьев, а под конец — какой-то нелепый переход в декорацию буддистского храма, как будто фильм переключился из режима обычного фильма на деньги минкульта в режим клипа Филиппа Киркорова.

Но все это тоже в сущности — вопрос второстепенный. Главное здесь — то, как чиновник Шахназаров и съемочная группа под его руководством показывают простых московских горожан. Да, это социальное дно, люмпены, и вообще Хитровка — это такой аналог «Чрева Парижа» (вот вам, кстати, наглядная литературная параллель, и зачем сюда нужно было приплетать Конан-Дойла, он-то в чем провинился?): криминогенная среда, воры, проститутки, убийцы, босяки, преступления на каждом шагу.

Это, видимо, мосфильмовская Ирэн Адлер (хотя это неточно)
Это, видимо, мосфильмовская Ирэн Адлер (хотя это неточно)

Только вот, по Шахназарову, не обстоятельства их такими сделали, а они сами такими родились: воровство, бродяжничество, алкоголизм — это, видимо, впитано с молоком матери, ведь никаких иных причин не было и быть не может. Сказано же у Горького — «На дне», вот вам дно и показали, вы дно посмотрели и больше ноги вашей там не будет (в конце фильма все его протагонисты так с друг другом прощаются, как будто разъезжаются не в разные районы города, а по разным континентам).

Люди для Шахназарова — это просто массовка. Как для художника «Хитровки» декорации — это пару дней эскизов и побольше реквизита. Как для заседающих на главной киностудии страны (в Кремле, Госдуме и прочих домах для белых людей) все остальные люди — это точно такая же массовка и реквизит, фигурки на доске, и пока эти фигурки не осознают себя как «Человек — это звучит гордо», из этого бесконечного, нудного и неинтересного фильма мы никогда не выберемся.