Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

«Сиротский Бруклин»: Алек Болдуин в образе градостроителя Роберта Мозеса

Оглавление

Кадр из фильма «Сиротский Бруклин»
Кадр из фильма «Сиротский Бруклин»

Уже завтра в прокат выходит фильм «Сиротский Бруклин», снятый по одноименной книге американского романиста Джонатана Летема.


Вот несколько неоспоримых аргументов, почему его нельзя пропускать.

Кадр из фильма «Сиротский Бруклин»
Кадр из фильма «Сиротский Бруклин»

Режиссером и автором сценария выступил известный актер Эдвард Нортон, который не только экранизировал понравившийся текст, но и перенес время действия из 90-х в 50-е.

И это не просто мода на винтаж: именно в 50-е началась масштабная трансформация Нью-Йорка, когда были снесены целые кварталы и на их месте построены новые, «основанные на нечестных отношениях, расовых предрассудках и неконтролируемых проявлениях власти, которые принесли пользу гнусной элите» (Ян Фреер, The Telegraph).

Кадр из фильма «Сиротский Бруклин»
Кадр из фильма «Сиротский Бруклин»

Фильм снят в эстетике неонуара. Костюмы, шляпы, джаз – все как мы любим. Кстати о джазе: основную тему за две недели сочинил Том Йорк из Radiohead. Сочинил и исполнил в своем репертуаре, с фирменными завываниями, вот, послушайте (немного клонит в сон):


Видимо, Йорк понимал, что будет скучно, поэтому обратился к
Уинтону Марсалису и ребятам, чтобы они сделали свои аранжировки. И джазмены спасли положение. Здесь слышны интонации кул-джаза, ведь именно на 50-е годы пришелся расцвет этого направления.


Любопытно, что Нортон предлагал экранизировать эту историю многим режиссерам,
Дэвиду Финчеру и Полу Томасу Андерсону в том числе. Но в итоге снял сам, пригласив замечательного британского оператора Дика Поупа (работал над эффектными в визуальном отношении фильмами «Мистер Тернер», «Петерлоо» и др.) и плеяду отличных актеров. В «Сиротском Бруклине» роли исполняют: Эдвард Нортон, Брюс Уиллис, Уиллем Дефо, Алек Болдуин.

Читайте также:

Кадр из фильма «Сиротский Бруклин»
Кадр из фильма «Сиротский Бруклин»

Последний вообще удивил: старина Болдуин сыграл персонажа, которого нет в книге Летема, – его придумал Эдвард Нортон. Это человек по имени Мозес Рэндольф, квинтэссенция медиамагната Уильяма Рэндольфа Херста и архитектора Роберта Мозеса.

Роберт Мозес
Роберт Мозес

На самом деле, Херст тут вроде бы ни при чем. Герой Болдуина полностью основан на жизни и деятельности Роберта Мозеса, выдающегося градостроителя, изменившего облик города. Его называли диктатором, с ним боролась урбанист Джейн Джейкобс, обвиняя в стремлении зарегулировать всех и вся, но факт остается фактом: Мозес был главным строителем города на протяжении 40 лет.

Роберт Мозес
Роберт Мозес

Мозес Рэндольф из фильма, с одной стороны, выступает за перемены, строит новые жилые дома, заботится о людях и проектирует для них целые районы, а с другой – это представитель власти, которая никого не щадит на своем пути, уничтожает этнические поселения и усугубляет неравенство между богатыми и бедными.

Кадр из фильма «Сиротский Бруклин»
Кадр из фильма «Сиротский Бруклин»

Так и с эпохой 1950-х в целом: как говорит Нортон, с одной стороны, это торжество и расцвет американской демократии, но, с другой стороны, это время подковерных интриг и расизма. Мэтт Золлер Зейтц с сайта Роджера Эберта считает, что сцену из фильма «Сиротский Бруклин», в которой люди обсуждают городское планирование и видят, что власть представляет скорее капитал, чем демократию, вполне мог бы снять кто-то из социально ориентированных режиссеров вроде Кена Лоуча или Спайка Ли.

Читайте также:

  • Извините, мы вас не застали: остросоциальный фильм Кена Лоуча о рабочем классе, который не идет в рай

Для Эдварда Нортона это личная история: его дедушка был архитектором и городским планировщиком. Джеймс Уилсон Роуз спроектировал Фанейл-холл в Бостоне и гавань в Балтиморе.

Джеймс Роуз на обложке журнала Time
Джеймс Роуз на обложке журнала Time

Нортон рассказывает, что Джеймс Роуз был сторонником культуры возрождения, а не разрушения, то есть всегда давал шанс заброшенным территориям, пришедшим в упадок. Нортон и сам неравнодушен к судьбе города. Он был членом правления и сторонником проекта Хай-Лайн – парка в центре Нью-Йорка, разбитого на месте железной дороги.

В фильме появляется воссозданное художником-постановщиком Бет Микл здание Пенсильванского вокзала, построенного еще в начале прошлого века в стиле боз-ар.

Читайте также:

Архитекторы вдохновлялись как римскими термами, так и зданием вокзала Орсэ в Париже. В 1963 этот уникальный архитектурный комплекс снесли, а на его месте появился деловой центр и стадион Мэдисон Сквер Гарден.

Кадр из фильма «Сиротский Бруклин»
Кадр из фильма «Сиротский Бруклин»
Утрата Пенсильванского вокзала – это эмоциональная травма, которая до сих пор преследует Нью-Йорк, и символ того, чего мы не должны допускать снова.
Эдвард Нортон

Приятного просмотра! Давайте делиться впечатлениями от фильма в комментариях!

Читайте также:

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на канал 💡