Уже завтра в прокат выходит фильм «Сиротский Бруклин», снятый по одноименной книге американского романиста Джонатана Летема.
Вот несколько неоспоримых аргументов, почему его нельзя пропускать.
Режиссером и автором сценария выступил известный актер Эдвард Нортон, который не только экранизировал понравившийся текст, но и перенес время действия из 90-х в 50-е.
И это не просто мода на винтаж: именно в 50-е началась масштабная трансформация Нью-Йорка, когда были снесены целые кварталы и на их месте построены новые, «основанные на нечестных отношениях, расовых предрассудках и неконтролируемых проявлениях власти, которые принесли пользу гнусной элите» (Ян Фреер, The Telegraph).
Фильм снят в эстетике неонуара. Костюмы, шляпы, джаз – все как мы любим. Кстати о джазе: основную тему за две недели сочинил Том Йорк из Radiohead. Сочинил и исполнил в своем репертуаре, с фирменными завываниями, вот, послушайте (немного клонит в сон):
Видимо, Йорк понимал, что будет скучно, поэтому обратился к Уинтону Марсалису и ребятам, чтобы они сделали свои аранжировки. И джазмены спасли положение. Здесь слышны интонации кул-джаза, ведь именно на 50-е годы пришелся расцвет этого направления.
Любопытно, что Нортон предлагал экранизировать эту историю многим режиссерам, Дэвиду Финчеру и Полу Томасу Андерсону в том числе. Но в итоге снял сам, пригласив замечательного британского оператора Дика Поупа (работал над эффектными в визуальном отношении фильмами «Мистер Тернер», «Петерлоо» и др.) и плеяду отличных актеров. В «Сиротском Бруклине» роли исполняют: Эдвард Нортон, Брюс Уиллис, Уиллем Дефо, Алек Болдуин.
Читайте также:
Последний вообще удивил: старина Болдуин сыграл персонажа, которого нет в книге Летема, – его придумал Эдвард Нортон. Это человек по имени Мозес Рэндольф, квинтэссенция медиамагната Уильяма Рэндольфа Херста и архитектора Роберта Мозеса.
На самом деле, Херст тут вроде бы ни при чем. Герой Болдуина полностью основан на жизни и деятельности Роберта Мозеса, выдающегося градостроителя, изменившего облик города. Его называли диктатором, с ним боролась урбанист Джейн Джейкобс, обвиняя в стремлении зарегулировать всех и вся, но факт остается фактом: Мозес был главным строителем города на протяжении 40 лет.
Мозес Рэндольф из фильма, с одной стороны, выступает за перемены, строит новые жилые дома, заботится о людях и проектирует для них целые районы, а с другой – это представитель власти, которая никого не щадит на своем пути, уничтожает этнические поселения и усугубляет неравенство между богатыми и бедными.
Так и с эпохой 1950-х в целом: как говорит Нортон, с одной стороны, это торжество и расцвет американской демократии, но, с другой стороны, это время подковерных интриг и расизма. Мэтт Золлер Зейтц с сайта Роджера Эберта считает, что сцену из фильма «Сиротский Бруклин», в которой люди обсуждают городское планирование и видят, что власть представляет скорее капитал, чем демократию, вполне мог бы снять кто-то из социально ориентированных режиссеров вроде Кена Лоуча или Спайка Ли.
Читайте также:
- Извините, мы вас не застали: остросоциальный фильм Кена Лоуча о рабочем классе, который не идет в рай
Для Эдварда Нортона это личная история: его дедушка был архитектором и городским планировщиком. Джеймс Уилсон Роуз спроектировал Фанейл-холл в Бостоне и гавань в Балтиморе.
Нортон рассказывает, что Джеймс Роуз был сторонником культуры возрождения, а не разрушения, то есть всегда давал шанс заброшенным территориям, пришедшим в упадок. Нортон и сам неравнодушен к судьбе города. Он был членом правления и сторонником проекта Хай-Лайн – парка в центре Нью-Йорка, разбитого на месте железной дороги.
В фильме появляется воссозданное художником-постановщиком Бет Микл здание Пенсильванского вокзала, построенного еще в начале прошлого века в стиле боз-ар.
Читайте также:
Архитекторы вдохновлялись как римскими термами, так и зданием вокзала Орсэ в Париже. В 1963 этот уникальный архитектурный комплекс снесли, а на его месте появился деловой центр и стадион Мэдисон Сквер Гарден.
Утрата Пенсильванского вокзала – это эмоциональная травма, которая до сих пор преследует Нью-Йорк, и символ того, чего мы не должны допускать снова.
Эдвард Нортон
Приятного просмотра! Давайте делиться впечатлениями от фильма в комментариях!
Читайте также:
- Нью-Йорк в фильме «Джокер». Режиссер Тодд Филлипс рассказывает, как снимали первую сцену
- Как устроен фильм «Стажер» с точки зрения урбанистики
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡