Найти тему

«Безумное кино для взрослых» от румынского режиссера Раду Жуде. Рецензия 18+

Возможно, это лучший фильм пандемийного года. Во всяком случае после него не покидает чувство, что кинематограф жив, и что шестеренки вертятся — пусть пока только внутри головы режиссера Раду Жуде, но и это уже неплохо.

«Неудачный трах, или Безумное порно» (Babardeală cu bucluc sau porno balamuc) — именно таким было оригинальное название фильма — рассматривают с разных позиций:

  • кто-то пересказывает сюжет, но это не очень увлекательно, особенно если половая жизнь не обошла вас стороной;
  • кто-то размышляет о судьбах Румынии и восточноевропейского блока, а это еще более скучно, особенно если вы хотя бы раз в Румынии бывали;
  • одни вспоминают всю историю румынской новой волны, просто чтобы напечатать побольше знаков с пробелами;
  • другие анализируют формальные вещи вроде запретов и цензуры (американские сми, например, еще недавно злорадствовали, когда в России фильму отказали в прокатном удостоверении, — в итоге фильм вышел в российский прокат еще в середине сентября, а в американский выйдет только 19 ноября);
  • почти все ругают режиссера Раду Жуде, разбирают его фильмографию и заочно формулируют диагноз психиатрического состояния пациента. Потому что антифашизм сегодня, увы, очень многих раздражает.

Вердикт, который выставляют этому фильму в 90% случаев: забавно, но ничего нового, это не Годар (и слава богу!), местами «клубничка», но вам смотреть это точно не надо, а то мало ли что, заразитесь еще критическим мышлением и задумаетесь о чем вам думать не положено. А то что победитель Берлинского кинофестиваля, так эти фестивальные фильмы всё равно никто не смотрит. На днях Румыния выдвинула фильм на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но только бог знает, что там решит Американская киноакадемия в итоге.

-2

Ну а фильм этот вовсе не о школе, и не об учителях, и не о Бухаресте, хотя ему посвящена вся первая часть, и это отличный образец киноурбанизма, уж простите за новояз: Жуде показывает не всё подряд, как это делают очень многие современные документалисты-графоманы, а обращает внимание зрителя на самое вопиющее: это и обмен валют, который осуществляется не банками, а на коленках, это и игровые автоматы, это и уличная торговля, которая вроде следует всем заветам святой бабули-урбанистки Джейн Джейкобс, оживляет город и дает заработать «малому бизнесу», но в условиях пандемии выглядит варварством.

Это и парковки на тротуарах или прямо на светофорах. Это тотальное неуважение друг к другу и к собственному городу (обшарпанный кинотеатр «Бухарест» в историческом здании, на которое больно смотреть без носового платка), ненависть к цыганам и ко всем «иным», будь то геи, негры или кто угодно еще.

-3

Но больше всего меня поразили две вещи: продуктовые талоны (оказывается, в Румынии людям за чертой бедности выдают талоны на продукты) и летучка в западной компании, где руководитель-американец посылает матом всех сотрудников – просто потому что они не достойны другого отношения. То есть как это у них в Румынии причудливо соседствуют колониализм (большинство зарубежных товаров, компаний и услуг, приватизация и концентрация всего и вся в руках западного капитала, огромный внешний долг, полностью разрушенная медицина, то есть все те темы, которые поднимаются румынскими режиссерами уже давно) с безумной национальной гордостью, самоуверенностью, граничащей с нарциссизмом (нищая страна с былым величием, поминание всуе маршала Антонеску, оправдание преступлений против человечества и т. д.).

Третий компонент этого смертельного коктейля — религиозность, еще один бич современного общества: на каждом углу продаются венки, ведь уважения достойны только мертвые, потому что уважать друг друга (живых) мы перестали уже давно.

Не знаю, что я должна еще сказать, чтобы вы посмотрели и осознали и прониклись… Да, Жуде никого не щадит, он зол, ему надоело, его достали, а по-годаровски умничать уже просто нет ни времени, ни сил. Ему явно ближе притчевая интонация моралиста Эрика Ромера (см. иносказательную вторую часть фильма) или назидательная и ядовитая манера румынского драматурга Караджиале, который и сам некоторое время работал в школе.

Приятного просмотра, если вообще просмотр того, о чем я сказала выше, может быть приятным.

-4