Уважаемые родители! Мы продолжаем дискуссию на тему воспитательных подходов, которые формируют зависимый или независимый тип личности. Обсуждаем, как действовать семье в такой сложный жизненный период - подростковый кризис.
Человек, который знает, что хочет, и знает, как этого достичь, - обладает личным интересом, чтобы переходить от безделья к шагам к своим мечтам и целям.
В теории все прекрасно, но чаще всего реальность другая.
Такие качества, как слабоволие, мягкотелость, легковнушаемость и управляемость формируются у детей, которые в своей жизни сами за себя решать не привыкли.
Они не учатся выстраивать траекторию собственного движения, не практикуются в этом каждый день. Поэтому саморегуляция, как регулятивная функция самосознания, не развивается, находится в нерабочем состоянии.
Поэтому еще одной ступенькой, на которую подросток может опереться – способность регулировать свою активность. Если особого желания нет, личного интереса тем более, а все цели, по мнению подростка, навязанные родителями требования, то самостоятельных действий не ждите.
Самая большая проблема, когда родители видят нежелание учиться, действовать или просто жить, но в упор не видят, что у подростка кризис смыслов.
Проще говоря, он или она не понимает, зачем все это надо.
А стершее поколение усиливает давление, запускает воспитательную машину.
Которая молниеносно ухудшает ситуацию и душевное здоровье.
Любое поведение можно корректировать, обсудим еще один педагогический прием, как делать это правильно.
Чаще всего мы засыпаем детей градом обвинений и ярлыков. «Что за ребенок? Без матери ни на что не способен!»
Очень много обидных вещей слышит в свой адрес цифровое поколение.
Родитель может годами утверждать, какой он умный и крутой, а его «малыш» без внешнего контроля сам не разберется, все напоминать нужно. А потом идти к психологу, и жаловаться на отсутствие инициативности и мотивации.
Откуда в такой семейной системе взяться сознательной саморегуляции?
Так же, как на земле растут одни сорняки, новообразования психической системы не возникнут из вакуума, это культурное растение, так сказать.
Мозг растет только при постоянной активности, то есть при практике, фиксации результата, и планировании, как можно сделать следующий раз.
Современное воспитание в какой-то мере это освоение собственного психического аппарата. Где миллион всяких систем, которыми постепенно можно научиться пользоваться самостоятельно.
Но не для того, чтобы угодить маме, которая, если что накажет. Потому что других приемов в своем арсенале у нее не имеется.
А потому что сам знаешь свои задачи, понимаешь свои социальные роли, и чувствуешь себя при этом очень классно.
Родные – это люди, которые помогут, когда плохо, когда сложно, когда лень и апатия. Поговорят о твоих переживаниях в контексте самоидентификации, когда зарастаешь комплексами и вязнешь в болоте неуверенности.
При этом развивается способность личности регулировать свою активность, эмоции, чувства, поведение, общение.
Подростку не нужно много контроля, ему нужен значимый взрослый, способный вовремя включиться и дать грамотную обратную связь.
Мы же, чаще, обливаем своих детей ушатом вонючей жидкости. А потом почему-то ждем от них сознательности. Но получает такой инвестор то, то же, что вложил – девиантное поведение.
Относится нужно к своему ребенку с изначальным кредитом доверия. Каждый обладает способностями, но для того, чтобы они развивались, нужно участвовать в том, чтобы они приобретались, закреплялись, и дальше личность уже самостоятельно использовала их на практике.
Семья, которая только бесконечно контролирует, проверяет, диктует свое идеальное решение и требует подчинения, получает зависимый тип личности.
Обсудим прием, который поможет ежедневно развивать саморегуляцию.
Вообще мотивация развиваться, активно действовать, изучать и познавать этот мир на практике обычно бывает внутренняя и внешняя. В первом случае – личность может достигать цели, используя собственную волю.
Но в период подросткового кризиса детям нужна поддержка – внешнее подкрепление.
Самый простой пример – когда спортсмен вдохновляется поддержкой аплодирующих ему тысяч болельщиков на трибуне, что достигает результатов, которых сам не мог себе представить.
Современная семья в идеале для своего подростка должна быть подобной группой, которая вместо того, чтобы зацикливаться на ошибках и том, что не получается, действует наоборот.
Создавайте условия, когда школьник сам оценивает свое поведение на соответствие стандарту – сделал или забил, ответил на уроке или увиливал, сосредоточился на самостоятельной или сделал так, лишь бы отстали.
В разный момент времени, в разном состоянии, в различных ситуациях личность выбирает способ действия. Что повлияло на его решение в данный момент времени? Как следующий раз можно сделать лучше?
Именно так развивается способность личности управлять собой.
Такой ребенок никогда не завязнет в цифровом болоте, но даже, если и залипнет, то со взрослыми быстро разберется, что произошло и как действовать дальше.
Похвала является внешним фактором саморегуляции, но не стоит путать ее с манипулированием поведением.
Положительные подкрепления говорит тренер своей команде только за дело.
Главная задача - способность отслеживать свое поведение в тактических и стратегических целях.
Самоудовлетворение – очень серьезный стимул, который геймера толкает дальше играть.
Чем больше подобных чувств испытывают дети в реальной жизни, тем легче им выбирать уже самим следующий маршрут, продумывать его в оперативной памяти и пытаться осуществить, получая при этом еще одну порцию дофамина.
Так кто-то при постоянных скандалах и контроле живет в непереносимой обстановке. При этом добирая счастье в интернете, одновременно убегая от реальности и возникающих, как снежный ком проблем, которые копятся, но не решаются.
А кто-то постепенно на практике учится контролировать свое поведение, точечно внося изменения, при возникновении проблем, которые есть всегда. Получает положительные подкрепления за усилия от взрослых, чувствует самоудовлетворение от себя и от жизни в целом. И постепенно механизм саморегуляции развивается, взрослый отходит в сторону все больше и больше.
Чувствуете на сколько разные воспитательные подходы создают принципиально разные поведенческие реакции? Измените лестницу агрессии на лестницу развития, и вы получите другие результаты.