Неизбежная энтропия предполагает регулярное ей противодействие. Другими словами, хоть что-то нужно периодически приводить в порядок.
Вот сейчас разбираю завалы фотоархива, в который годами складывается всё такое важное/интересное/забавное и в котором всё так безнадежно теряется. Сизифов труд, доложу вам. Но какие-то его кусочки становятся более внятными.
И натыкаюсь на некоторые особенные снимки. Которые представляются мне настолько особенными, что я ими тут поделюсь. Помимо того, что особенные, они еще и все про кактусы.
Начну, конечно, с этого. Этот молодой и пышущий жизнью кактус-маммиллярия в свое время привлекал всеобщее внимание в «Аптекарском огороде». Я совсем-совсем не сторонник любого рода антропоморфизма и мультяшного восприятия живых организмов. Но право слово: кактус реально глядит на вас, и если этот «взгляд» оценивать как реальность, не очень-то вы ему нравитесь, или он вообще ко всему скептичен.
На самом деле фотография запечатлела стадию замечательного процесса развития некоторых маммиллярий. С возрастом их стебель начинает дихотомически ветвиться, и при этом точка роста у них разделяется пополам (точь-в-точь как при размножении амебы - все же прекрасно помнят со школы). У маммиллярии паркинсони, Mammillaria parkinsonii, - а на снимке именно она - процесс этот настолько ярок и выразителен, что ее называют Owl’s-eye («Глаз совы»). Тут сначала одна точка роста стебля поделилась на две, а затем эти две тоже в свою очередь начали делиться: та, что на снимке вверху, уже успешно раздвоилась, а нижняя еще только растягивается.
Если продолжить порочную тенденцию сравнения кактусов со странными мордашками, то вот еще одна фотография. Она сделана замечательным художником-макрофотографом Владимиром Карцевым (энтомологом по основной специальности). И здесь точка роста, но уже никаких «глазок» - один «рот», полуоткрытый вроде как в улыбке, но с определенной угрозой. И тоже не вполне обычный растущий стебель: это - самая верхушка молодого побега одного из эхинопсисов. Но не того привычного домашнего «зеленого ежика», о котором я не раз уже писал, а представителя подрода Трихоцереус, причем монстрозной формы (про монстрозность и прочие проявления фасциации еще отдельно напишу). Здесь же важно представлять себе, что так растет стебель кактуса, наделенный некоей бесформенностью и обделенный колючками.
И еще одно фотографию мастера-Карцева я тут приведу. И тоже точка роста, только у одной из опунций. Ничего в ней, вроде, особенного, - кто не видел опунций и точек роста. Но, во-первых, оцените художественность - свет/композиция/тонко уловленная симметрия. Я же ценю этот взгляд за то, что как на ладони показаны все эволюционные особенности кактусов вообще и опунций в частности. И что такое свойственная только кактусам таинственная структура с романтичным названием «ареола», и главные с этой структурой связанные органы - колючки (преобразованные листья/побеги) и настоящие листья (только сильно редуцированные), и совсем не колючки, но очень злокозненные - глохидии (есть только у опунциевых). И все наглядно и красиво.
На предыдущих фотографиях было все, кроме цветков. Так вот вам цветки. Но не обычные/необычные, которыми слАвны кактусы и которых должно быть много, но удивительные. Меня, по крайней мере, удивившие.
Цветет тут замечательный кактус, названный в память об ацтеках «Ацтекиум». Похожий на оживший осколок чего-то ископаемого и очень непростой в культуре. На снимке неплохой экземпляр, и смотрите - он уже цвел и отцвел, но в его основании, чуть ли не из под земли появились еще цветки. Это зацвел один из боковых отростков, совсем крошечный и почти скрытый слоем камешков («верхний дренаж» - в кактусовой агротехнике).
Тогда уж и еще один цветок. Тоже очень непростого и странного кактуса Дигитостигма - Astrophytum (Digitostigma) caput-medusae. Про этот кактус длинную историю можно написать, да и если он уже растет в коллекции, цветением его никого не удивишь. Здесь же интересна стадия раскрытия бутона с этой его изумрудностью. Но главное - визуальный переход к следующему снимку.
Так и подмывает сыграть в викторину - вот что это на снимке? Думаю, даже не каждый ботаник догадается. Так выглядит верхушечная сторона завязи у опунции, после того как цветок отцвел и все остальные элементы цветка опали.
Где цветки - там и плоды. Не то чтобы фотография чем-нибудь настоящее "АХ!". Но удачно дополняет недавнюю мою тему. И потом все-таки не часто увидишь (а) плод вообще, а тем более такой полностью созревший/перезревший на кактусе Гарризия (собственно, и сама гарризия - близкая родственница хилоцереусов и хилоцереусов встречается очень нечасто); (б) такую живописную стадию злелости, при которой сочная мякоть плода, наполненная семенами, прямо-таки вываливается из распахнувшихся оболочек ягоды; (в) наглядную иллюстрацию вариантов вскрытия зрелых плодов у кактусов, которые - варианты - являются диагностическими признаками некоторых видов.
Очень надеюсь, что эти фотографии/ракурсы показались интересными не только мне и не только тем, кто выращивает/коллекционирует/познает кактусы.