Странный повод написать сообщение, но так сложилось, правда.
Не так давно меня поздравляли – как положено, добрыми пожеланиями и жизнеутверждающими картинками. Многие – чтобы подчеркнуть уважение к моим причудам – прикладывали фотографии кактусов, милые и забавные, по мнению поздравлявших.
Одну фотографию даже два раза прислали, вот эту.
А еще вот такую.
Поздравления все равно приятны и трогательны. Но бедные/несчастные растения на открытках!
Напомнили одну из занимавших меня кактусовых тем.
Дело в том, что кактусы настолько необычны, так странно устроены и так непривычно для нас выглядят, что отклонения в их развитии, уродства и чуть ли не физиологически ощущаемые страдания неискушенный глаз может воспринимать как нечто забавное, милое и даже своеобразно эстетичное. Но я-то, сноб, знаю, как все на самом деле обстоит, и умиляющиеся кактусовому несчастью, поддерживающие и культивирующие уродство, напоминают мне посетителей средневековых ярмарок с их восторженной радостью от созерцания карликов и бородатых женщин.
Как-то я зашел в солидное московское издательство и с изумлением увидел в кабинете пышный куст совершенно неизвестного мне кактуса. Настолько удивительный, что я даже его сфотографировал. И лишь приглядевшись опознал: да это ж одна из любимых моих ребуций! Но ребуция, которая должна расти плотными полукруглыми головками с густыми тонкими колючками, предстала передо мной головой Горгоны с ниспадающими сочно-зелеными ветвями. Ее тут любили слепой любовью и ухаживали с убийственной заботливостью, в силу собственных представлений о прекрасном, без каких-либо знаний и без понимания растения. Главное же несчастье этого измученного кактуса было в заложенной природой живучести, не дававшей ему спокойно умереть.
Любой другой цветок, выращенный так безобразно, был бы немедленно элиминирован или подвергнут кардинальной реабилитации. А несчастная ребуция вызывала лишь умильные улыбки.
Но главные страдальцы от неуемного ухода и/или полного безразличия – конечно, безответные «зеленые ёжики» - домашние эхинопсисы.
Все их видели, конечно. Они, понурые и заброшенные, стоят по подъездам, «украшают» унылые офисы, а то и валяются уже на помойках. Очень обычны среди незамысловатых комнатных цветов – в лучшем случае, на подоконниках, но не редко в глубине помещения, даже на шкафах. И вершина неумного издевательства над кактусом – у компьютерного монитора (дремучесть невероятная!). Ну а бабушки выносят эхинопсисовых детишек в подручных баночках к людным местам, наряду с отводками алоэ, черенками каланхоэ и «золотого уса». Чтобы плодились нелепые уродцы.
Но эхинопсисы – любые! – совсем не тривиальные замухрышки и не скучно-банальные растения для непритязательных помещений. Совсем наоборот.
«Покажи мне свой самый красивый эхинопсис и я скажу тебе, какой ты кактусист» - писал маститый словацкий кактолог Александр Урбан.
Многолетние, хорошо выращенные эхинопсисы – украшение и гордость любой коллекции. Причем совсем не обязательно это – ботанические и коллекционные редкости. И даже наш вездесущий «зеленый ёжик» может вырасти в песню, сказку, уникальное чудо, приз, передаваемый в семье из поколения в поколение.
Единственный секрет выращивания достойного домашнего эхинопсиса.
Я тут собрал в галерею фотографии прекрасных и замечательных экземпляров разных эхинопсисов с популярного фотохостинга Pinterest. Эти картинки я искал в свое время для своих коллег по ботаническому саду, стараясь убедить их в том, что что в коллекции важно и интересно иметь не просто представителей тех или иных видов/сортов, но и эффектные, выдающиеся их экземпляры. Подбирал эти фотографии и сам в очередной раз заряжался восторгом от настоящих, достойных эхинопсисов.
И вот же парадокс: эхинопсис - один из самых неприхотливых и живучих кактусов, но полноценные, многолетние и обильно цветущие его экземпляры – такая редкость, что мало где увидишь. Разве что в Pinterest.
Действительно, эхинопсисы, особенно этот наш привычный-домашний, выращивать гораздо проще, чем многие другие кактусы.
Вот что ему нужно? Всего лишь:
- Много солнечного света (но с временным притенением от солнечных ожогов в ясные весенние дни).
- Свежий воздух (в теплое время года они прекрасно себя чувствуют на открытом воздухе).
- Рыхлая и питательная земляная смесь (более питательная, чем для большинства коллекционируемых кактусов).
- Регулярный (но не чрезмерный) полив весной-летом.
- Прохладная (5-15 градусов) и сухая зимовка.
И ВСЕ! Успех выращивания обеспечен.
Вот только небольшой секрет раскрываю: эти условия нужно соблюдать непрерывно в течение всей жизни вашего эхинопсиса (это как с английским газоном). Замечу, что продолжительность естественной жизни этого кактуса, как, впрочем, и многих других, не установлена, но она определенно составляет многие десятки лет.
Конечно, сговорчивый и непритязательный эхинопсис простит вам какие-то упущения. Можно и в сумрачном углу его забыть на время отпуска, и зимой не защитить когда-то от жара батарей, и полить по ошибке в период покоя. Много таких упущений бывает. Особенно за десятки-то лет.
Простит он, да. Только останутся на нем неизгладимые следы: искривление стебля, трещины, перетяжки, зоны неразвитых колючек, чрезмерные грозди деток. И все заботы предыдущих лет – насмарку. Уже не станет он достойным/безупречным.
Наверное, поэтому почти не встречал роскошных многолетних эхинопсисов в кактусовых садах и оранжереях. Особенно – в открытом грунте. Эхинокактусы-астрофитумы-ферокактусы-маммиллярии – пожалуйста, а вот эхинопсисы нетребовательные – поди, поищи. Объяснение тут, думаю, тут именно такое: какие-то невзгоды неизгладимо портят внешность зрелого эхинопсиса и его просто заменяют молодым.
С чего начать.
Но если, узнав главный секрет выращивания роскошного эхинопсиса, вы не передумали этим заняться, и если ваше желание/решение продумано, а не сиюминутно, то вот еще несколько пожеланий/рекомендаций.
Посадочный материал банального эхинопсиса найти легко - то тут, то там валяется у нас буквально под ногами. А поэтому лучше сразу выбрать лучшее. Исправить/восстановить видавший виды искореженный/изуродованный экземпляр – себе дороже. Хоть он и крупный, и даже отдельные бутоны выдает, полноценное растение из него получится не быстрее, чем из небольшой детки, а хлопот и расстройств с ним будет куда как больше.
Поэтому при прочих равных я рекомендую, конечно, начать выращивать эхинопсис с детки. Благо деток на них всегда с избытком – они чуть ли не сами с кактуса не соскакивают, уже с развитыми поисковыми корешками.
Детку лучше выбрать шаровидную или грушевидную (но с сужением в нижней ее части – не в верхней ни в коем случае!), крепкую, темно-зеленую, с крепкими же колючками. Совсем крошечные, недавно образовавшиеся деточки, наверняка, тоже укоренятся и будут расти – но с сильной задержкой/отставанием. Я бы посоветовал 2-3-летний отросток.
Очень важно не занести с деткой родительских болезней и паразитов. Хотя главные их паразиты – клещики и щитовки легко удаляются даже простым обмыванием под струей горячей воды (настолько горячей, насколько терпит наша рука). Хуже с вирусными и генетическими заболеваниями, а еще с гнилями. Если на родительском растении есть подозрительные черные или опробковевшие пятна, многочисленные темные или светлые крапинки, светлые разводы в глубине стебля, - лучше поискать другой маточник.
Выбранную таким образом и промытую детку можно сразу поставить на влажный субстрат, практически в него не заглубляя. Если стоит не устойчиво – с временной опорой.
И готово. Красивый эхинопсисик у вас будет уже через год – если все делать, как выше сказано. Первые бутоны/цветки появятся через два года. Ну а через десяток лет у вас будет экземпляр, которым можно любоваться и гордиться.
К слову, «ёжика» несложно вырастить и из семян. Если переопылить два цветущих экземпляра разных клонов. Семена легко прорастают, сеянцы быстро растут.
«Ёжик» да «ёжик» - а называется-то он как?
Заметили? Я до сих пор не назвал наш домашний кактус ботаническим именем. Потому что не знаю его правильного имени. И, подозреваю, никто не знает.
Эхинопсисы распространены в культуре уже более 200 лет. И все это время размножаются в культуре, скрещиваются. И все это время они под определенным искусственным отбором. В общем, это давно уже не те природные виды, живущие в Аргентине. Практически это - культивары. Более того, два из трех диких предков обычных у нас эхинопсисов, в культуре, оказывается, уже совсем редкие, даже в ботанических коллекциях.
Эти три природных эхинопсиса, давным-давно культивируемые и полюбившиеся: тубифлора, Echinopsis tubiflora, оксигона, Е. oxygona, и эйриези, Е. eyriesii. Первые два с выраженными и многочисленными колючками, на последнем они практически не заметны. Поэтому признаку прямых потомков эхинопсиса эйриези отличить еще можно, а вот с колючими уже вообще не разобраться. Использовать для них какие-либо ботанические названия – просто не корректно. Поэтому я предпочитаю называть их, если это совсем уже необходимо, гибридными эхинопсисами. Понимая при этом, что популярные сейчас сортовые гибридные эхинопсисы – это совсем другая группа. Очень интересная и достойная отдельного разговора.
Фотографии в тексте мои, если это специально не оговорено.