Рассказываем, что такое путевые машины и какими они бывают
Для строительства и реконструкции железнодорожного пути используют путевые машины. В России они появились до возведения первой железной дороги — их применяли на рельсах рудников ещё в XVIII веке.
История и современность
Затем путевые машины пришли на новые магистрали. Уже в 40-х годах XIX века на линии Москва — Санкт-Петербург работал паровоз с плугом, очищающий рельсы от снега, а ещё через 20 лет при возведении новых путей стали использовать для отсыпки балласта саморазгружающийся полувагон с опрокидывающимся кузовом.
Сегодня существует много самых разных путевых машин, отличающихся друг от друга как назначением, так и степенью автономности, способом передвижения и способом выполнения работ.
Какими они бывают
По назначению такой подвижной состав делится на несколько групп. Например, для ремонта земляного полотна, для балластировки или укладки пути, для сварки рельсов, для их выправки и другие. Сюда же относятся и путеизмерительные вагоны, о которых мы недавно писали.
Бывают они самоходными или нет, автономными или нет. Кстати, не у всех моделей только железнодорожный ход. Хотя таких большинство, но есть также конструкции с комбинированным пневмоколёсным ходом — такие могут ехать по дороге с помощью колёс, а по рельсам — с помощью специальных опускающихся роликов. Существуют также те, что перемещаются на гусеницах.
Ещё путевые машины делятся на тяжёлые и лёгкие. Для работы тяжёлых, например, путеукладчика или струга, нужно на время занимать перегон, а лёгкие (электростанции, мотодрезины и т. д.) можно снять с рельсов, чтобы пропустить поезд.
Иногда из путевых машин делают целый передвижной конвейер: они следуют друг за другом и выполняют по очереди все необходимые работы.
Перспективы
Железнодорожная техника продолжает развиваться. Сегодня конструкторы работают над тем, чтобы путевые машины становились ещё более производительными, быстрыми и надёжными, потребляли меньше энергии. Среди приоритетов также — автоматизированное управление.