Рассказываем о появлении в России путеизмерительных вагонов
Строительство железных дорог в России влекло за собой многочисленные изобретения, необходимые для нового вида транспорта. Важно было не только обеспечить комфорт пассажиров, но и сделать передвижение безопасным. Для этого среди прочего требовалась постоянная проверка путей: точное соблюдение ширины колеи, одинаковый уровень расположения рельсов на прямых участках и многие другие параметры.
Измерять их было необходимо не только при строительстве, но и потом, при эксплуатации: на путь влияют многие факторы, среди которых и погодные условия, и износ рельсов под воздействием поездов, и неточности при ремонте.
От линейки до катучего шалона
В начале развития железнодорожной сети для такого контроля применяли самые незатейливые инструменты: линейки, аршины, ватерпасы, а порой и вовсе измеряли на глаз. Однако магистрали развивались, длина путей стремительно росла, увеличивалось количество поездов, повышались скорости. Подручных измерительных средств стало недостаточно.
Тогда придумали мобильные решения, например катучие шаблоны и путеизмерительные тележки. Кроме того, железнодорожники проверяли пути с помощью собственных ощущений: ездили по рельсам на поезде и отмечали, когда в каком-нибудь месте чувствовали подозрительный толчок.
Самый первый
В 1916 году на российских железных дорогах появился первый путеизмерительный вагон инженера Долгова.
С его помощью измеряли сразу несколько параметров, производя запись дефектов на бумажной ленте, которая затем поступала расшифровщикам. И хотя поначалу количество измерений не было слишком большим, изобретение стало настоящим переворотом: такого не было ещё нигде в мире. Вагон позволял отслеживать состояние рельсов на скорости, быстро проходя достаточно протяжённые участки пути.
Развитие идеи
Количество измеряемых параметров сумел увеличить в середине 30-х годов прошлого века начальник путеизмерительного вагона Ляшенко. Он усовершенствовал конструкцию Долгова, и в этом виде вагон просуществовал около 40 лет.
Новый вагон, в отличие от предшественника, умел измерять стрелы изгиба рельсов в горизонтальной плоскости. Также он делал более чистую запись на ленте с помощью специальных компенсирующих устройств, убирающих наложение на бумагу посторонних помех. Кроме того, этот вагон был более комфортабельным для сотрудников.
Нужно быстрее
Однако система измерения не предполагала быстрого перемещения вагона. На перегонах он мог ехать со скоростью всего лишь 30 км/ч. Этот недостаток исправили только в начале 60-х. Тогда появились вагоны с новой системой измерения на основе гироскопической платформы, которые могли развивать до 80 км/ч, а ещё позже путеизмерительные вагоны стали достигать 120 км/ч.
Наши дни
Сегодня работа путеизмерителей во многом автоматизирована. Например, запись дефектов уже не ведётся на бумажную ленту, а фиксируется и тут же расшифровывается с помощью компьютеров. Да и в целом такие вагоны постепенно уходят с магистралей, вытесняемые диагностическими комплексами — машинами с гораздо более широкими возможностями.