«Поступайте!» — ответят менеджеры IT-курсов, заинтересованные в количестве слушателей.
«Без математики никаких шансов на программирование», — ответят школьные учителя.
Кто прав, а кто лукавит? Сможет ли выпускник без математического бэкграунда достичь успеха в программировании? Разбираемся в статье.
Зачем математика нужна программистам?
Математика лежит в основе программирования. Если представить IT-сферу в виде сооружения, то математические знания — это фундамент. И чем прочнее фундамент, тем основательнее и надежнее сооружение.
Без знания математических закономерностей невозможно работать по многим IT-специальностям:
- Специалист по машинному обучению составляет алгоритмы для компьютера, по которым машины способны самообучаться, т. е. проводить анализ данных и делать на его основе собственные выводы. Без знаний линейной алгебры, теории вероятностей, статистики и математического анализа ML-инженеру не обойтись.
- Data Scientist работает на стыке 3 областей знаний: программирования, статистики, машинного обучения. Он анализирует массивы данных компании, выявляет закономерности и разрабатывает модели. Для работы необходимы знания математических алгоритмов, линейной теории вероятностей, оптимизации, статистики.
- Инженер по криптозащите отвечает за безопасность информации, используя метода криптографии. Для разработки и внедрения шифровальных алгоритмов нужны уверенные знания комбинаторики, модульной арифметики, теории вероятностей.
- Разработчик программного обеспечения создает мобильные и веб-приложения, игры, программы. В работе важны знания линейной алгебры, тригонометрии, математического анализа, дискретной математики.
Понимания комбинаторики и статистики нужны айтишникам, которые занимаются маршрутизацией в сетях, разрабатывают искусственные сети и интеллект. Дискретная математика необходима для создания базы данных и поисковых систем, а знания логики и теория алгоритмов — всем без исключения программистам.
Навыки в области математики — необходимый ресурс для айтишников.
- маатематика развивает интуитивное мышление;
- тренирует память;
- учит логике;
- развивает способность разбивать решение проблемы на простые компоненты;
- формирует аналитическое мышление.
Однако это не значит, что без знаний высшей математики путь в программирование для ребенка закрыт.
Что делать, если у школьника проблемы с математикой, но он хочет стать программистом?
Уровень математических знаний зависит от того направления, где ваш ребенок планирует работать. Если он хочет решать прикладные задачи в программировании, писать коды по конкретным запросам или тестировать программы, достаточно школьного курса математики. Но подросток должен быть готов, что придется постоянно зависеть от помощи опытных коллег, работать под чьим-то руководством. Кроме того, отсутствие фундаментальных математических знаний лишает его возможности вести действительно интересные проекты.
Чтобы поступить на программирование в вуз, школьнику придется учить математику: на большинстве IT-направлений нужен ЕГЭ по математике профильного уровня. Выпускнику нужно получить не менее 39 баллов: решить 8 заданий из первой части или 6 заданий из первой, 1 задание из второй.
Если подросток не любит математику, ему будет сложно учиться в вузе: большая часть отчисленных студентов-айтишников имели проблемы с математикой. Поэтому, если у вашего ребенка уверенное желание поступить на IT-направление и работать по специальности, но неприязнь к математике, помогите ее преодолеть. Для этого найдите источник проблемы.
Почему подросток не любит математику?
Причин может быть много, но самые распространенные:
- Пробелы в знаниях. В школе ребенок пропустил или не понял темы, постеснялся попросить, чтобы объяснили. На незнакомый материал настроился новый. И как снежный ком вырос до невероятных размеров. Чтобы решить проблему, определите, какие темы упущены, помогите ликвидировать пробелы.
- Отрицательный опыт изучения предмета. Школьные учителя преследуют главную цель: выдать программу. Для поиска и применения интересных приемов у них не хватает ни времени, ни желания. Вот и получается, что в век цифровых технологий школьники видят перед собой не занимательную математику, в скучные учебники, нудных преподавателей. Система школьного образования убивает интерес и мотивацию к предмету. Найдите подростку учителя, который его заинтересует. В сети много видеоуроков, на которых учителя объясняют сложные математические темы доступно и увлекательно.
- Нетренированное мышление. Мозг нужно тренировать как мышцы. Без регулярных занятий не удастся достичь результатов в запоминании, развить логическое и аналитическое мышлении. Чтобы стимулировать математические способности подростка, играйте с ним в логические игры, предлагайте решать занимательные задания. Доверяйте бытовые вопросы, связанные с математикой, например, заплатить за коммунальные услуги, посчитать количество краски для ремонта и т. д. Как ни странно, у наших детей решение жизненных задач вызывает сложности.
Ученые сравнивают предрасположенность к математике с музыкальным слухом: она либо есть, либо ее нет. Но, как и музыкальный слух, математические умения можно развивать. Главное, желание. А если ваш ребенок не хочет заниматься математикой, но хочет стать программистом, возможно, он выбрал неправильную профессию.
Листайте дальше, чтобы записаться на бесплатный курс по профориентации от Лектариума. За 8 уроков подросток поймет, в чем его призвание. Профориентационное тестирование от МГУ подтвердит или опровергнет его желание стать программистом.
На все оставшиеся вопросы может ответить наш методист на бесплатной консультации!