Как бы то ни было, 13 мая 1270 года король Бела IV умер и его теперь уже единственный сын провозгласил себя единым королем Венгрии Иштваном V. Принцесса Анна Венгерская, её сторонники и старые враги Иштвана V, в частности, самый известный из них Хенрик Кёсеги, бегут в Чехию, к королю Оттокару II, замужем за которым была одна из дочерей Ростислава Галицкого, Кунигунда (мать Вацлава II Пржемысловича).
Дело в том, что смерть любимого младшего сына вовсе не заставила короля Белу IV считать, что Иштван теперь единственный кандидат в «генеральные» наследники Венгрии. Можно предположить, что за все долгие годы междоусобиц и вопиющей неблагодарности, старый король так возненавидел старшего сына, что теперь не видел ничего страшного в передаче короны другой династии. Более того – чешской династии своего старого врага и соперника Оттокара II, уж коли внучка венгерского короля Кунигунда была за ним замужем. Анне Венгерской король прямо завещал защищать права дочери и уже ее наследников.
А вот Бела Ростиславович остался верен Иштвану V и принял участие в возвращении венгерских земель, отторгнутых в пользу Чехии сторонниками его же матери. Однако деятельный и амбициозный Иштван V единолично правил всего два года – с 1270-го по 1272 год. Он умирает, и Анна Венгерская возвращается в королевство, и тут перед Белой Ростиславовичем открывается новое окно возможностей – самому стать королем Венгрии, не больше ни меньше.
В который раз Анна Арпад пожалела, что рядом с ней нет ее беспокойного мужа. Просто вспомним, Ростислав Галицкий был настолько циничен и нахален, что объявил себя царем Болгарии, на том ничтожном основании, что еще одна его дочь, Анна, была замужем за убитым царем Михаилом I Асенем. Можно только представить, какую кипучую энергию, Ростислав проявил бы, увидев, что его теперь уже единственный оставшийся в живых сын, выходит на прямую дорогу наследования венгерской короны. Ну… почти прямую.
Сложно сказать, подержал бы он права дочери Кунигунды, сразу после смерти короля Белы IV, тут вопрос тонкий, крепко подумать надо, но после внезапной смерти Иштвана V, Ростислав Галицкий определенно ввязался бы в борьбу за трон для собственного сына. Но, его не было в живых ровно десять лет. Да, ровно десяти лет жизни не хватило Ростиславу Галицкому, чтобы династия русских изгнанников Рюриковичей сорвала крупный приз в этой части Восточной Европы. Осмелюсь предположить, что Ростислав мог пробить сыну дорогу в венгерские короли. В конце концов, после смерти Иштвана V, в Венгрии было только два настоящих Арпада, а далее всё равно пошла борьба по женским линиям, в ходе которой верх, как известно одержали Анжу-Капетинги.
У Иштвана V осталось два сына – Ласло и Андраш, вдова короля и сторонники Иштвана, разумеется, считали Ласло очевидным наследником. Вернувшейся из Чехии принцессе Анне Арпад и ее сыну Беле Ростиславовичу надо было действовать очень быстро, но их заговор рухнул в самом начале. Сторонники Белы напали на дворец королевы-вдовы Эржбеты, захватили маленького Ласло, но принц тут же был спасен людьми королевы, а нападавшие были вынуждены отступить. 3 сентября 1272 года, старший сын Иштвана V, был коронован как король Ласло IV. Но даже на этом этапе для Белы Ростиславовича было еще не все потеряно, если бы…
Если бы из Чехии не вернулся упоминаемый выше Хенрик Кёсеги, враг покойного Иштвана, который теперь внезапно стал другом королевы-матери Эржбеты и ярым сторонником юного короля. Всего через два с половиной месяца, где-то в середине ноября 1272 года, принц Бела Ростиславович пал от руки старого интригана и бывшего сторонника свое матери Хенрика Кёсеги. Во время одного из приемов прямо в королевском дворце Буды, Кёсеги обвинил Белу в предательстве, и принц был нещадно зарублен по его приказу.
Убийцы обошлись с телом павшего крайне непочтительно, но позволили сестре Белы, монахине Маргрит, забрать останки брата. Благодаря должному захоронению, проведенному сестрой покойного и другими монашками, останки сына Ростислава Галицкого сохранились до наших дней и были надлежащим образом изучены.
В частности, были установлены и примерный возраст принца (в районе 22 лет) и некоторые обстоятельства его гибели, полностью соответствующие описаниям. В хрониках указано, что Кёсеги напал на принца при поддержке четырех своих людей, исследование показывает, что на Белу напали одновременно с трех сторон, то есть, нападавших было, как минимум, трое.
Первый, уже смертельный удар был нанесен Беле Ростиславовичу кинжалом в спину, после этого его уже ничего бы не спасло (он все равно умер бы через несколько часов), убийцам можно было бы и не стараться далее. Ныне имеется и скульптурная реконструкция лица Белы Рюриковича-Арпада, представленная в Венгерском музее естественных наук, вот только к сожалению, мне не удалось пока отыскать этого изображения.
Так и закончилась история этой ветви русских князей в Венгрии и на Балканах. Звездный час Рюриковичей в этой части Европы так и не пробил.