В наших материалах здесь и в выступлениях спикеров используется один и тот же стиль речи: публицистический или стиль массовой коммуникации. Это стиль газет, журналов, репортажей, докладов и даже рекламы. Задача его применения – передача информации и воздействие на слушателя. Собственно, это ясно из его названия, потому что publicus по-латыни – «общественный». Публицистику называют летописью современной общественной жизни, она описывает нашу новейшую и самую актуальную для бизнеса историю.
Крайне важная категория в этом стиле – фигура автора выступления. И в том числе от уровня его экспертности будет зависеть то воздействие, которое материал или, особенно, публичное выступление окажут на потребителей этой информации. К примеру, президент России Владимир Путин публикует всего несколько статей в год. В 2023 году таковым стал материал для китайской «Жэньминь Жибао» о взаимоотношениях России с КНР. Однако эти редкие статьи привлекают внимание всей мировой общественности в силу чрезвычайно высокой оценки экспертности и влияния её автора. Материалы эти крайне внимательно изучают, вычленяя прямые утверждения и даже намёки, потому что информация, полученная из источников подобного уровня, обладает высшей ценностью для стратегического планирования в бизнесе.
Отсюда следует, что чем выше уровень эксперта, тем с большей скрупулёзностью следует придерживаться стиля речи и выверять каждую формулировку. Министр занятости, труда и миграции Саратовской области Наталья Соколова в своём публичном выступлении о прожиточном минимуме допустила изменение публицистического стиля речи и широко известной стране стала фраза «Макарошки всегда стоят одинаково», выражавшая пренебрежение проблемами слоёв общества с невысокими доходами. Однако речевую креативность чиновницы её руководство не оценило и министр труда мгновенно лишилась своей должности.
Есть и обратные примеры – примеры того, как резкое отклонение от публицистического стиля позитивно влияет на смысловую окраску выступления и восприятие её слушателями или читателями. Это правило действует в большей степени всё же для оратора, а не для писателя, так как эмоции, выраженные на бумаге или экране, воспринимаются намного слабее устных. Тот же Владимир Путин, выступая на пленарном заседании клуба «Валдай» и вполне официально сообщая о российской концепции применения ядерного оружия, допустил отклонение от заготовленного текста речи, придав ему яркую окраску фразой: «Мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут», которая мгновенно вошла в золотой фонд политических цитат и широко обсуждалась в мире. При этом использование такой фразы не то что не нанесло вред самому выступлению, а наоборот – из рядового доклада сделало его выдающимся и широко известным.
Отсюда можно сделать вывод: в материалах для публичных выступлений следует чётко придерживаться стиля речи для массовых коммуникаций, однако во время выступления с этим материалом оратора возможны импровизированные отклонения от него. В таких случаях крайне важно помнить об уровне фигуры выступающего эксперта и о том, как именно обыграть отклонение от стиля, чтобы ни резким изменением эмоционального стиля, ни риторикой не испортить впечатление ни от выступления, ни от фигуры оратора.