Найти в Дзене

Время потрясений. Волжское пароходство в эпоху революции и после.

После десятилетий стабильного развития компанию «По Волге» ждали серьезные трудности, связанные с политическими потрясениями эпохи. О том, как компания прошла через революцию, о национализации и съемках фильма «12 стульев» — читайте в нашем материале. Расцвет отрасли Начало XX века стало золотым временем для судоходной отрасли страны: наращивались все виды флота, появлялись новые технологии — например, впервые стали использоваться тепловые двигатели, что помогало серьезно экономить на ресурсах. Общество «По Волге», «предок» Волжского пароходства, также процветало. К 1902 году в его флоте состояли 18 пассажирских и четыре буксирных парохода, 11 барж, 34 плавучих пристани. Корабли имели свой фирменный стиль: надстройки судов красились в белый цвет, корпус и трубы – в черный, а кожухи гребных колес украшались золоченой шестиконечной звездой. Звук пароходных свистков также был узнаваем: он отличался более высоким и резким тоном. Кризис наступил внезапно: требующее затрат расширение флота и
Оглавление

После десятилетий стабильного развития компанию «По Волге» ждали серьезные трудности, связанные с политическими потрясениями эпохи. О том, как компания прошла через революцию, о национализации и съемках фильма «12 стульев» — читайте в нашем материале.

Расцвет отрасли

Начало XX века стало золотым временем для судоходной отрасли страны: наращивались все виды флота, появлялись новые технологии — например, впервые стали использоваться тепловые двигатели, что помогало серьезно экономить на ресурсах.

(Фото: открытые интернет источники)
(Фото: открытые интернет источники)

Общество «По Волге», «предок» Волжского пароходства, также процветало. К 1902 году в его флоте состояли 18 пассажирских и четыре буксирных парохода, 11 барж, 34 плавучих пристани. Корабли имели свой фирменный стиль: надстройки судов красились в белый цвет, корпус и трубы – в черный, а кожухи гребных колес украшались золоченой шестиконечной звездой. Звук пароходных свистков также был узнаваем: он отличался более высоким и резким тоном.

Товаро-пассажирский пароход Баянъ о-ва "По Волге" (1912 г) (Фото: открытые интернет источники)
Товаро-пассажирский пароход Баянъ о-ва "По Волге" (1912 г) (Фото: открытые интернет источники)

Кризис наступил внезапно: требующее затрат расширение флота и общие проблемы в отрасли в 1913 году привели компанию к убыткам. Решить финансовые вопросы не удалось. Через пару лет предприятие фактически перешло под контроль общества «Мазут», хотя пассажирские перевозки еще проводились под прежней маркой.

Военное время

В 1918 году Декретом Совета Народных Комиссаров было объявлено о национализации судов акционерных компаний (всего 947 судов) —государству отошло практически все имущество частных предприятий, в том числе суда общества «По Волге». Так в пределах Волжского бассейна был создан государственный флот под единым управлением из центра.

В июне 1918 года в Нижнем Новгороде началось формирование Волжской военной флотилии, одной из главных задач которой была подготовка судов к участию в гражданской войне. Корабли милитаризировались: укреплялись палубы, бронировались корпуса, устанавливались тяжёлые орудия, оборудовались пороховые погреба – речные пароходы превращались в канонерские лодки, а нефтеналивные баржи – в плавучие батареи.

Николай Григорьевич Маркин в июне 1918 года был направлен в Нижний Новгород с задачей создания Волжской военной флотилии. В дальнейшем был назначен комиссаром созданной флотилии. (Фото: открытые интернет источники)
Николай Григорьевич Маркин в июне 1918 года был направлен в Нижний Новгород с задачей создания Волжской военной флотилии. В дальнейшем был назначен комиссаром созданной флотилии. (Фото: открытые интернет источники)

С августа 1918 года флотилия участвовала в боях на Волге и Каме, во взятии Вольска, Сызрани, Самары и других городов. В октябре к Волжской военной флотилии присоединили Военно-Волжскую (в качестве отряда). Позже его стали называть Царицынским — после помощи в обороне одноименного города. Суда объединения также участвовали во взятии Чистополя и Сарапула, обеспечивали переправы частей Красной Армии через Белую и Уфу. В июле 1919 года уже Волжская военная флотилия вошла в состав Волжско-Каспийской. Она оказывала помощь Красной Армии в Нижнем Поволжье, использовалась в обороне Астрахани, в боевых действиях на Кавказе и в Закавказье.

Боевое судно Волжской военной флотилии, оборудованное рабочими Канавинского Добровского завода (1918 г., Нижегородская область, Нижний Новгород). (Фото: открытые интернет источники)
Боевое судно Волжской военной флотилии, оборудованное рабочими Канавинского Добровского завода (1918 г., Нижегородская область, Нижний Новгород). (Фото: открытые интернет источники)

Волжское пароходство

На момент перехода к новой экономической политике в 1921 году в стране действовали девять государственных пароходств. В январе 1923-го на основе Волжского областного управления водного транспорта создано Волжское государственное речное пароходство. В том же году предприятие получило первую после национализации прибыль.

Дело основателей компании «По Волге» существовало уже в ином виде, но продолжало развиваться и после революции, многие годы работая на благо страны. Судно «Царица» было переименовано в «Чичерин» — позже там снимали фильм «12 стульев».

Кроме этого, в известном фильме Эльдара Рязанова «Жестокий роман» снимались пароходы «Спартак» (в роли «Ласточки») и «Достоевский» в роли «Святой Ольги».

Судно «Графиня» стало «Иосифом Сталиным» и было затоплено при эвакуации мирных жителей Сталинграда. Через историю пароходства можно наблюдать историю всей страны — подробнее о других веках в развитии компании читайте в наших следующих материалах.

(Статья подготовлена по материалам монографии кандидата исторических наук И. А. Рычкова)