Постепенно на смену старым судам, толкаемым бурлаками, приходили современные для того времени пароходы. Как развивался речной флот страны в XIX веке? Кто стоял за основанием Волжского пароходства и что мешало отрасли двигаться вперед? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдёте в нашем материале.
Первые пароходы по Волге пошли в конце 1810 — начале 1820 годов. Становление флота шло медленно — всему мешала существовавшая тогда монополия на перевозки шотландского предпринимателя Карла Берда.
К 1843 году по Волге ходили всего 8 пароходов. Именно тогда в Петербурге организовалось группа крупных капиталистов, решивших основать промышленное общество для эксплуатации пароходов по Волге под названием «Пароходное общество «по Волге». Устав общества составлялся долго, и 7 сентября 1843 года высочайше утвержден Николаем I. Этот день и можно считать днем рождения Волжского пароходства.
Обществу с трудом удалось собрать средства, необходимые для оплаты первого буксирного парохода, который был заказан в Роттердаме. Тем не менее, весной 1846 года пароход был доставлен и 15 мая вышел в первый рейс.
Пароход назвали «Волга», грузоподъемность его составляла более 300 тысяч пудов. В первый же рейс он забуксировал в Самаре две баржи с грузом пшеницы в 150 тысяч пудов и вывел их в Рыбинск ровно за три недели. При этом «Волга» сумела уйти от бури, заставшей её в пути, сохранив свой груз. Этот случай произвёл сильное впечатление на волгарей, а когда пароход сделал ещё два удачных рейса, перевезя 246 000 пудов и заработав 40 000 рублей, недоверчивое отношение народа к нему резко изменилось.
Волжское судоходство стало развиваться быстрыми темпами и вскоре кардинально изменило обстановку движения грузов по великой русской реке. Вторая половина XIX века в России отмечена активизацией деятельности пароходных обществ: за период с 1851 по 1869 гг. количество пароходов, принадлежавших обществам и частным лицам, составило 623 единицы, увеличившись за 18 лет в девять раз.
(Статья подготовлена по материалам монографии кандидата исторических наук И. А. Рычкова)