Найти в Дзене

Три вехи в истории Волжского пароходства. От XIX века к XXI.

Оглавление

В этом году Волжскому пароходству исполняется 180 лет. Почти два века наша компания находится «на волне» истории, органично развиваясь с течением времени. От первого судна до полноценного флота, от первого маршрута до сложной сетки перевозок, от Пароходного Общества «По Волге» до «Волжского пароходства» — о трех основных событиях в истории компании читайте в нашем материале.

XIX век.

7 (19) сентября 1843 года император Николай Iутверждает Устав Пароходного Общества «По Волге» — судоходной компании на паях с первоначальным капиталом в 225 тысяч рублей серебром.

Франц Крюгер. Портрет Императора Николая I (1852) (фото: открытые интернет источники)
Франц Крюгер. Портрет Императора Николая I (1852) (фото: открытые интернет источники)

Основателями и директорами новой компании стали «иностранный гость» Д. Кейли, петербургский купец первой гильдии М.П. Кириллов и калязинский купец первой гильдии Д.М. Полежаев. Сооружение первого парохода доверили Нидерландскому пароходному обществу в Роттердаме. Судно получило название «Волга» и с мая 1846 г. осуществляло регулярные рейсы между Рыбинском и Самарой.

Первый пароход "Волга" (Фото: открытые интернет источники)
Первый пароход "Волга" (Фото: открытые интернет источники)

В 1848 г. флот компании пополняется более мощными пароходами «Самсон» и «Геркулес», а в 1849 г. — пароходами «Ока» и «Кама». Помимо доставки многочисленных грузов обществом «По Волге» организованы пассажирские перевозки. Успешные навигации второй половины 1840-х гг. обеспечивают компании лидирующее положение на рынке водного транспорта, а обновленный в 1848 г. устав служит образцом при учреждении иных пароходных обществ Российской империи.

XX век.

23 декабря 1954 г.— приказом министра речного флота СССР З.А. Шашкова на базе Волжского грузового и Волжского грузо-пассажирского речных пароходств создано Волжское объединенное речное пароходство (ВОРП) с центром в г. Горьком (совр. Н. Новгород). Приказом предусмотрена организация в составе ВОРП трех линейных пароходств — Горьковского, Куйбышевского и Сталинградского. Объединенному пароходству переданы девять заводов, тринадцать судоремонтных мастерских, девять крупных речных портов и около ста пристаней. За этим следовала масштабная модернизация корабельного парка, который уже к концу 1960-х гг. включал, помимо прочего, десятки судов на подводных крыльях, по праву считавшихся гордостью отечественного судостроения.

Судно на подводных крыльях СПК Ракета (снимок Т.Т. Хаммонда, 1970-е гг.)
Судно на подводных крыльях СПК Ракета (снимок Т.Т. Хаммонда, 1970-е гг.)

В 1975 г. в структуре ВОРП было создано управление международных грузовых перевозок. На протяжении десятилетий Волжское объединенное речное пароходство остается крупнейшим транспортным предприятием не только СССР, но и Европы.

Ю.А. Гагарин с волжскими речниками (фото из Архива Волжского пароходства)
Ю.А. Гагарин с волжскими речниками (фото из Архива Волжского пароходства)

XXI век.

2 июля 2020 г. — завершена процедура вхождения в акционерное общество «Волга-флот» компании «Северо-Западное пароходство». Объединенная судоходная компания начинает работу под брендом Волжского пароходства с центром в Нижнем Новгороде. Консолидация ресурсов двух предприятий позволяет создать крупнейшую в России частную судоходную компанию, способную осуществлять перевозку навалочных, генеральных, наливных и проектных грузов на внутренних водных путях России, в сообщении «река-море», а также на международных морских направлениях Европы, Ближнего Востока, Северной Африки, Каспийского моря.

(Статья подготовлена по материалам монографии кандидата исторических наук И. А. Рычкова)