Найти в Дзене

Мои фотографии техники из 80-90-х годов. Часть 5. Ностальгируем дальше

Скоро Новый год, а потому я по традиции в канун праздников хочу вас познакомить с очередной подборкой моих фотографий разной техники, сделанных в 80-90 годы. Поностальгируем вместе по тем временам, когда трава была зеленее, вода мокрее, а сахар слаще. Надеюсь, что каждый из вас найдет среди этих фотографий что-то интересное для себя. Приятного просмотра. Ссылки на предыдущие подборки моих фото см. в конце статьи.

Хочу поздравить всех читателей канала "Строительная техника и транспорт" с Новым годом и пожелать мира, здоровья и благополучия!

Классический пейзаж во дворе жилого дома начала 80-х годов. Машин наперечет, в среднем, по одной легковушке на подъезд (не то что сейчас – машинами заставлены все проезды, тротуары и газоны, которые уже и не газоны, а сплошное грязное месиво). Город Горький, 1981 год.

Ранняя версия автомобиля Москвич-408, выпущенная на Автомобильном заводе имени Ленинского комсомола (до 1968 года – Московский завод малолитражных автомобилей). Круглофарные "Москвичи" к началу 80-х годов стали достаточно редкими, в это время чаще встречались рестайлинговые машины с прямоугольными фарами, новой решеткой и новыми задними фонарями. Москвичи-408 первой серии выпускались с 1964 по 1969 год. Фото сделано в Горьком, в 1981 году.

-2

Это один из последних ЛиАЗ-677, выпуск которого продолжался до 1982 года. Поздние машины уже окрашивали в ставший впоследствии привычным темно-желтый цвет, а спереди устанавливались квадратные оранжевые указатели поворота. Судя по номерному знаку, автобус на снимке зарегистрирован в 1981 или в 1982 году. С 1982-го в серию пошли модернизированные ЛиАЗ-677М. Наиболее заметные внешние отличия – бампера и задние прямоугольные фонари на 677М появились в 1984 и 1985 годах соответственно. Фото сделано в Горьком, в 1982 году.

-3

Автомобили Луцкого автозавода всегда были объектом моего пристального внимания, ибо встречались в отличие от "Жигулей", "Москвичей", "Запорожцев" и "Волг" далеко не на каждом шагу. ЛуАЗ-969А, выпускавшийся до 1979 года мне удалось сфотографировать один единственный раз (его фото можно посмотреть в подборке моих фото "Часть 1", см. ссылку в конце статьи). А вот модернизированная версия ЛуАЗ-969М в 80-е годы попадалась почаще. Как, например, этот экземпляр, снятый в 1982 году в Горьком.

-4

ЛАЗ-699Р – один из моих любимых автобусов, на которых я частенько ездил в деревню. На снимке один из ранних вариантов с надписью "Турист-2" возле передней двери, позднее ее перестали устанавливать. Судя по номерному знаку, автобус зарегистрирован в 1981 или в 1982 году. Данный экземпляр, снятый мной в 1982 году в Горьком на автовокзале, работал на маршруте Арзамас – Горький.

-5

ВАЗ-2102 "Жигули" – грузопассажирская модификация самой массовой легковой модели тех лет ВАЗ-2101. Честно говоря, мне в ту пору были более симпатичны стильные ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106. "Копейка" и "двойка" выглядели простовато. Фото сделано в Горьком, в 1982 году.

-6

Казалось бы, в советское время КрАЗов должно было быть очень много. Как сказать... Действительно, самосвалы КрАЗ встречались на стройках повсеместно, а вот чтобы поймать в кадр бортовую версию, да еще не грязную, не мятую и не тронутую прочими следами эксплуатации, приходилось изрядно поохотиться. Весной 1983 года мне наконец-таки попался новейший бортовой КрАЗ-257Б1. Судя по номерным знакам, только что зарегистрированный в 1983 году. Снят в Горьком. Нижегородцы, узнаете это место? Пишите в комментариях.

-7

Опытный ЛиАЗ-5256, который я сфотографировал на выставке "Автодизайн-88", проходившей летом 1988 года в Москве на ВДНХ. Внешне он отличается от серийной машины прямоугольными блок-фарами и более широким маршрутоуказателем. Кстати, в Горьком первые ЛиАЗ-5256 из опытно-промышленной серии работали на городских маршрутах с 1985 года. Увы, их век оказался недолгим. У ЛиАЗов нового поколения была сырая конструкция и низкая надежность.

-8

Балластный тягач на базе МАЗ-537 на автобазе одного из строительных управлений. Эти могучие машины, оснащенные танковым 12-цилиндровым дизелем, широко использовались не только в армии, но и в народном хозяйстве для транспортировки тяжеловесных и негабаритных грузов. Нижний Новгород, 1992 год.

-9

Весьма редкий однодверный ПАЗ-672М. Такие машины мне запомнились на рубеже 80-90-х годов, возможно, в это время их стали выпускать больше. Нижний Новгород, 1992 год.

-10

В 1992 году Горьковский автозавод вовсю еще выпускал старичков семейства ГАЗ-53-12, несмотря на то, что в серии уже были машины нового поколения ГАЗ-3307. Производство 53-х было прекращено только в 1993 году. Фото сделано у Главной проходной ГАЗа.

-11

А это тоже снимок 1992 года, сделанный у Главной проходной ГАЗа. На этот раз из ворот выезжает ГАЗ-3307. Заметьте, и у ГАЗ-53-12, что на снимке выше, и у этого ГАЗ-3307 одинаковые деревянные кузова с низкими бортами и диски колес с тремя отверстиями. Позднее 3307-ые получили металлические кузова и диски с четырьмя отверстиями.

-12

Двухосный КАМАЗ-4325. В советское время КАМАЗ поставлял на внутренний рынок только 3-осные машины. Однако после распада СССР в Набережных Челнах освоили и эту нишу. Нижний Новгород, 1992 год.

-13

Одна из ранних версий Икарус-255, но не самая ранняя. Внешне отличается от самой ранней отсутствием прожектора на крыше, четырьмя фарами вместо двух, надписью Ikarus курсивом вместо печатного рассредоточенного шрифта I K A R U S, а также схемой окраски – бордовый верх, белый низ (прежде было наоборот). От самых поздних машин начала 80-х годов этот вариант отличается высокими дверями. Нижний Новгород, 1993 год.

-14

Достаточно редкий длиннобазный ЗиЛ-130Г с колесной базой 4500 мм (точнее, это поздняя версия ЗиЛ-431510) с латвийскими номерами советского образца. Судя по надписям, эта машина принадлежала заводу РАФу. Снимок сделан около заводоуправления Завода им. Лихачева в 1993 году.

-15

Во время этой же поездки на ЗиЛ, летом 1993 года, около заводоуправления мне попался экзотический вездеход ЗиЛ-4975. Данная машина является одной из сухопутного семейства вездеходов ЗиЛ (еще были ЗиЛ-4972 и ЗиЛ-4973), разработанного на основе конструкции поисково-спасательных плавающих вездеходов "Синяя птица" ЗиЛ-4906. Опытные образцы сухопутных вездеходов были построены на ЗиЛе, а их серийное производство передали на Правдинский завод радиорелейной аппаратуры (г. Балахна Нижегородской области).

-16

Просто правительственный ЗиЛ, которые кроме как в Москве вряд ли где-то еще встречались. Поснимать такую экзотику я периодически выбирался на ЗиЛ, где около заводоуправления зачастую можно было встретить машины разных модификаций. В данном случае – это ранний вариант автомобилей нового поколения ЗиЛ-115. Официально эта модель обозначалась ЗиЛ-4104.

-17

Вот такой диковинный вездеход ЗиЛ-135МБК, выпущенный Брянским автомобильным заводом, пригнали на выставку, посвященную конверсии и вооружениям, которая проходила в Нижнем Новгороде в 1993 году. Машина двойного назначения имела грузоподъемность 12 т и оснащалась металлической бортовой платформой. По имеющейся информации выпускалась в 1991-1993 годах.

-18

Экскаватор-планировщик ЭО-3532А-1 на шасси МАЗ-5337. С начала 90-х годов такую технику производил Белорусский экскаваторный завод "Белэкс" (ныне – Кохановский экскаваторный завод). Эта машина была аналогична экскаватору-планировщику ЭО-3532 на шасси КамАЗ-5511, выпускавшемуся во времена СССР на Кентауском экскаваторном заводе в Казахской ССР. Снимок сделан в Нижнем Новгороде на выставке "Автотехсервис" в 1993 году.

-19

Аэродромный топливозаправщик ТЗА-7,5-500А на шасси МАЗ-5334, выпускавшийся Тихорецким заводом химического машиностроения "Красный молот". Судя по эмблеме на кабине, машина принадлежала ГАЗу. Зачем автозаводу был аэродромный топливозаправщик? Может просто достался по распределению? Нижний Новгород, 1993 год.

-20

Редчайшая "Волга" М-21 первой серии с облицовкой в виде горизонтальных брусьев со звездой по центру. Такие машины выпускали непродолжительный период – с 1956 по 1958 год. Я даже не припомню, что видел такие в 70-80-е годы, наиболее массовыми были машины третьей серии с облицовкой "китовый ус", а также второй серии – с облицовкой "акулья пасть". Нижний Новгород, 1993 год.

-21

Лично для меня классический "Урал" – это Урал-375Д. Таким он мне запомнился с раннего детства – брутальный, не боящийся бездорожья, с характерным звуком бензинового двигателя. В данном случае вездеход не на военной, а на гражданской службе – работает в качестве дежурного тягача в автобусном парке. Судя по номеру, машина зарегистрирована в 1982 году. Нижний Новгород, 1993 год.

-22

Седельный тягач Altkam-5443 на Московском международном автосалоне 1993 года. История этой марки началась в 1989 году, когда между ПО "КамАЗ" и австрийской фирмой Altro Gmbh, было образовано совместное предприятие "Альткам" (Альтро-КамАЗ). Оно было организовано с целю сборки грузовиков из импортных комплектующих на арендованных у КамАЗа площадях. На "КамАЗах" европейского уровня применяли финские кабины Sisu, двигатели Cummins, коробки передач Eaton, мосты Raba. В дальнейшем производство передали новому предприятию ОАО "Альткам-Т" из города Рассказово Тамбовской области. Увы, в массы грузовик европейского уровня так и не пошел.

-23

Самый маленький советский грузовик 80-х – пикап ИЖ-27151-01 грузоподъемностью 400 кг. Насколько я помню, в ту пору все же чаще встречалась версия фургон ИЖ-2715. Его грузоподъемность хоть и была на 50 кг меньше, но важным преимуществом был закрытый кузов, защищающий груз от хищений, осадков, загрязнений и прочих неблагоприятных факторов. На фото рестайлинговый вариант, выпускавшийся Ижевским машиностроительным заводом с 1982 года. Как по мне, дизайн предшественника был более органичным. Нижний Новгород, 1993 год.

-24

Первые опытные "ГАЗели" мне стали встречаться в Нижнем Новгороде в 1992 году, за два года до начала серийного производства. Лишь летом 1993-го удалось запечатлеть один из экземпляров, припарковавшихся на улице. Опытный ГАЗ-3302 имел заметные внешние отличия от серийных машин – деревянный кузов, а также иные диски колес.

-25

Классический набор пожарных машин, наиболее массово использовавшихся в крупных городах в период 80-90-х годов – это автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131, а также лестницы АЛ-30 на шасси ЗиЛ-131. Все остальные разнообразные типы пожарной техники, выпускавшихся советской промышленностью, были редки. Один из таких представителей – пожарная автоцистерна AЦ-30(53A)-106A на шасси ГАЗ-53А. Эти машины, в основном, были в сельских пожарных частях либо на промышленных предприятиях. На одном из нижегородских промобъектов мне удалось запечатлеть данный экземпляр в 1995 году. Судя по номерному знаку, машина была зарегистрирована в 1982 году. Производителем AЦ-30(53A)-106A являлся Варгашинский завод противопожарного оборудования.

-26

В 90-е годы запросто можно было встретить "крокодилов" – грузовики семейства ЗиЛ-157. Как, например, этот бензовоз (топливозаправщик) АЦМ-4-157К на шасси ЗиЛ-157К, снятый мной в 1995 году в Нижнем Новгороде. Выпускались такие машины Харьковским заводом транспортного машиностроения.

-27

Автобус марки Прогресс-35 на шасси ГАЗ-53-12. Думаю, что не многие встречали такую экзотику в жизни. Выпускал эту барбухайку завод "Прогресс" Министерства обороны СССР. Самое интересное, что предприятие располагалось не в Советском Союзе, а в Германской Демократической Республике, где базировалась Группа советских войск в Германии (ГСВГ). Автобусы "Прогресс" знакомы тем, кто проходил службу в ГСВГ, а также членам семей офицеров, служивших в ГДР. В России эта диковинная автотехника появилась после вывода наших войск из восточной Германии. Экземпляр на фото мне подвернулся в 1995 году в Нижнем Новгороде. Более таких автобусов я никогда и ни где не встречал. Кстати, обратите внимание, какая у автобуса колоритная эмблема (пролистайте галерею).

В 1996 году в Нижнем Новгороде широко отметили 100-летие нижегородского трамвая. По такому случаю на ул. Рождественской (в советское время – Маяковской) была организована выставка подвижного состава, включая исторические вагоны, работавшие в Н. Новгороде/Горьком, как, например, этот ЛМ-49 по прозвищу "слон". Во времена моего детства эти трамваи работали в Автозаводском районе. Может еще где ходили, увы, не видел.

-29

В истории советского краностроения есть, без преувеличения, феномен – механические автокраны с решетчатой стрелой на шасси ЗиС/ЗиЛ. Количество кранов на этих шасси, изготовленных за весь период производства, а это ни много ни мало порядка 90 лет, составляет не одну сотню тысяч – результат, достойный Книги рекордов Гиннесса. В разное время к их производству был причастен не один десяток предприятий. Только Балашихинский завод автомобильных кранов с 1949 по начало 2000-х годов, изготовил более 100 тыс. автокранов. Клинцовский автокрановый завод с 1962 года по начало 2000-х выпустил около 40 тыс. кранов. Также их делали Казани, Абакане, Армавире, Броварах, в городе Райчихинск Амурской области и т.д. Список можно продолжить… К началу 90-х годов автокраны на шасси ЗиЛ-130 являлись одними из самых массовых. Преимущественно это были модификации крана КС-2561 грузоподъемностью 6,3 т с 8-метровой решетчатой стрелой.

Экземпляр на фото – КС-2561Д, снятый мной в 1998 году в Нижнем Новгороде. По ряду отличительных деталей есть основание предполагать, что эта машина изготовлена Казанским электромеханическим заводом.

-30

Пишите в комментариях свои воспоминания о машинах из той эпохи.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!