Скоро Новый год, а потому я по традиции в канун праздников хочу вас познакомить с очередной подборкой моих фотографий разной техники, сделанных в 80-90 годы. Поностальгируем вместе по тем временам, когда трава была зеленее, вода мокрее, а сахар слаще. Надеюсь, что каждый из вас найдет среди этих фотографий что-то интересное для себя. Приятного просмотра. Ссылки на предыдущие подборки моих фото см. в конце статьи.
Хочу поздравить всех читателей канала "Строительная техника и транспорт" с Новым годом и пожелать мира, здоровья и благополучия!
Классический пейзаж во дворе жилого дома начала 80-х годов. Машин наперечет, в среднем, по одной легковушке на подъезд (не то что сейчас – машинами заставлены все проезды, тротуары и газоны, которые уже и не газоны, а сплошное грязное месиво). Город Горький, 1981 год.
Ранняя версия автомобиля Москвич-408, выпущенная на Автомобильном заводе имени Ленинского комсомола (до 1968 года – Московский завод малолитражных автомобилей). Круглофарные "Москвичи" к началу 80-х годов стали достаточно редкими, в это время чаще встречались рестайлинговые машины с прямоугольными фарами, новой решеткой и новыми задними фонарями. Москвичи-408 первой серии выпускались с 1964 по 1969 год. Фото сделано в Горьком, в 1981 году.
Это один из последних ЛиАЗ-677, выпуск которого продолжался до 1982 года. Поздние машины уже окрашивали в ставший впоследствии привычным темно-желтый цвет, а спереди устанавливались квадратные оранжевые указатели поворота. Судя по номерному знаку, автобус на снимке зарегистрирован в 1981 или в 1982 году. С 1982-го в серию пошли модернизированные ЛиАЗ-677М. Наиболее заметные внешние отличия – бампера и задние прямоугольные фонари на 677М появились в 1984 и 1985 годах соответственно. Фото сделано в Горьком, в 1982 году.
Автомобили Луцкого автозавода всегда были объектом моего пристального внимания, ибо встречались в отличие от "Жигулей", "Москвичей", "Запорожцев" и "Волг" далеко не на каждом шагу. ЛуАЗ-969А, выпускавшийся до 1979 года мне удалось сфотографировать один единственный раз (его фото можно посмотреть в подборке моих фото "Часть 1", см. ссылку в конце статьи). А вот модернизированная версия ЛуАЗ-969М в 80-е годы попадалась почаще. Как, например, этот экземпляр, снятый в 1982 году в Горьком.
ЛАЗ-699Р – один из моих любимых автобусов, на которых я частенько ездил в деревню. На снимке один из ранних вариантов с надписью "Турист-2" возле передней двери, позднее ее перестали устанавливать. Судя по номерному знаку, автобус зарегистрирован в 1981 или в 1982 году. Данный экземпляр, снятый мной в 1982 году в Горьком на автовокзале, работал на маршруте Арзамас – Горький.
ВАЗ-2102 "Жигули" – грузопассажирская модификация самой массовой легковой модели тех лет ВАЗ-2101. Честно говоря, мне в ту пору были более симпатичны стильные ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106. "Копейка" и "двойка" выглядели простовато. Фото сделано в Горьком, в 1982 году.
Казалось бы, в советское время КрАЗов должно было быть очень много. Как сказать... Действительно, самосвалы КрАЗ встречались на стройках повсеместно, а вот чтобы поймать в кадр бортовую версию, да еще не грязную, не мятую и не тронутую прочими следами эксплуатации, приходилось изрядно поохотиться. Весной 1983 года мне наконец-таки попался новейший бортовой КрАЗ-257Б1. Судя по номерным знакам, только что зарегистрированный в 1983 году. Снят в Горьком. Нижегородцы, узнаете это место? Пишите в комментариях.
Опытный ЛиАЗ-5256, который я сфотографировал на выставке "Автодизайн-88", проходившей летом 1988 года в Москве на ВДНХ. Внешне он отличается от серийной машины прямоугольными блок-фарами и более широким маршрутоуказателем. Кстати, в Горьком первые ЛиАЗ-5256 из опытно-промышленной серии работали на городских маршрутах с 1985 года. Увы, их век оказался недолгим. У ЛиАЗов нового поколения была сырая конструкция и низкая надежность.
Балластный тягач на базе МАЗ-537 на автобазе одного из строительных управлений. Эти могучие машины, оснащенные танковым 12-цилиндровым дизелем, широко использовались не только в армии, но и в народном хозяйстве для транспортировки тяжеловесных и негабаритных грузов. Нижний Новгород, 1992 год.
Весьма редкий однодверный ПАЗ-672М. Такие машины мне запомнились на рубеже 80-90-х годов, возможно, в это время их стали выпускать больше. Нижний Новгород, 1992 год.
В 1992 году Горьковский автозавод вовсю еще выпускал старичков семейства ГАЗ-53-12, несмотря на то, что в серии уже были машины нового поколения ГАЗ-3307. Производство 53-х было прекращено только в 1993 году. Фото сделано у Главной проходной ГАЗа.
А это тоже снимок 1992 года, сделанный у Главной проходной ГАЗа. На этот раз из ворот выезжает ГАЗ-3307. Заметьте, и у ГАЗ-53-12, что на снимке выше, и у этого ГАЗ-3307 одинаковые деревянные кузова с низкими бортами и диски колес с тремя отверстиями. Позднее 3307-ые получили металлические кузова и диски с четырьмя отверстиями.
Двухосный КАМАЗ-4325. В советское время КАМАЗ поставлял на внутренний рынок только 3-осные машины. Однако после распада СССР в Набережных Челнах освоили и эту нишу. Нижний Новгород, 1992 год.
Одна из ранних версий Икарус-255, но не самая ранняя. Внешне отличается от самой ранней отсутствием прожектора на крыше, четырьмя фарами вместо двух, надписью Ikarus курсивом вместо печатного рассредоточенного шрифта I K A R U S, а также схемой окраски – бордовый верх, белый низ (прежде было наоборот). От самых поздних машин начала 80-х годов этот вариант отличается высокими дверями. Нижний Новгород, 1993 год.
Достаточно редкий длиннобазный ЗиЛ-130Г с колесной базой 4500 мм (точнее, это поздняя версия ЗиЛ-431510) с латвийскими номерами советского образца. Судя по надписям, эта машина принадлежала заводу РАФу. Снимок сделан около заводоуправления Завода им. Лихачева в 1993 году.
Во время этой же поездки на ЗиЛ, летом 1993 года, около заводоуправления мне попался экзотический вездеход ЗиЛ-4975. Данная машина является одной из сухопутного семейства вездеходов ЗиЛ (еще были ЗиЛ-4972 и ЗиЛ-4973), разработанного на основе конструкции поисково-спасательных плавающих вездеходов "Синяя птица" ЗиЛ-4906. Опытные образцы сухопутных вездеходов были построены на ЗиЛе, а их серийное производство передали на Правдинский завод радиорелейной аппаратуры (г. Балахна Нижегородской области).
Просто правительственный ЗиЛ, которые кроме как в Москве вряд ли где-то еще встречались. Поснимать такую экзотику я периодически выбирался на ЗиЛ, где около заводоуправления зачастую можно было встретить машины разных модификаций. В данном случае – это ранний вариант автомобилей нового поколения ЗиЛ-115. Официально эта модель обозначалась ЗиЛ-4104.
Вот такой диковинный вездеход ЗиЛ-135МБК, выпущенный Брянским автомобильным заводом, пригнали на выставку, посвященную конверсии и вооружениям, которая проходила в Нижнем Новгороде в 1993 году. Машина двойного назначения имела грузоподъемность 12 т и оснащалась металлической бортовой платформой. По имеющейся информации выпускалась в 1991-1993 годах.
Экскаватор-планировщик ЭО-3532А-1 на шасси МАЗ-5337. С начала 90-х годов такую технику производил Белорусский экскаваторный завод "Белэкс" (ныне – Кохановский экскаваторный завод). Эта машина была аналогична экскаватору-планировщику ЭО-3532 на шасси КамАЗ-5511, выпускавшемуся во времена СССР на Кентауском экскаваторном заводе в Казахской ССР. Снимок сделан в Нижнем Новгороде на выставке "Автотехсервис" в 1993 году.
Аэродромный топливозаправщик ТЗА-7,5-500А на шасси МАЗ-5334, выпускавшийся Тихорецким заводом химического машиностроения "Красный молот". Судя по эмблеме на кабине, машина принадлежала ГАЗу. Зачем автозаводу был аэродромный топливозаправщик? Может просто достался по распределению? Нижний Новгород, 1993 год.
Редчайшая "Волга" М-21 первой серии с облицовкой в виде горизонтальных брусьев со звездой по центру. Такие машины выпускали непродолжительный период – с 1956 по 1958 год. Я даже не припомню, что видел такие в 70-80-е годы, наиболее массовыми были машины третьей серии с облицовкой "китовый ус", а также второй серии – с облицовкой "акулья пасть". Нижний Новгород, 1993 год.
Лично для меня классический "Урал" – это Урал-375Д. Таким он мне запомнился с раннего детства – брутальный, не боящийся бездорожья, с характерным звуком бензинового двигателя. В данном случае вездеход не на военной, а на гражданской службе – работает в качестве дежурного тягача в автобусном парке. Судя по номеру, машина зарегистрирована в 1982 году. Нижний Новгород, 1993 год.
Седельный тягач Altkam-5443 на Московском международном автосалоне 1993 года. История этой марки началась в 1989 году, когда между ПО "КамАЗ" и австрийской фирмой Altro Gmbh, было образовано совместное предприятие "Альткам" (Альтро-КамАЗ). Оно было организовано с целю сборки грузовиков из импортных комплектующих на арендованных у КамАЗа площадях. На "КамАЗах" европейского уровня применяли финские кабины Sisu, двигатели Cummins, коробки передач Eaton, мосты Raba. В дальнейшем производство передали новому предприятию ОАО "Альткам-Т" из города Рассказово Тамбовской области. Увы, в массы грузовик европейского уровня так и не пошел.
Самый маленький советский грузовик 80-х – пикап ИЖ-27151-01 грузоподъемностью 400 кг. Насколько я помню, в ту пору все же чаще встречалась версия фургон ИЖ-2715. Его грузоподъемность хоть и была на 50 кг меньше, но важным преимуществом был закрытый кузов, защищающий груз от хищений, осадков, загрязнений и прочих неблагоприятных факторов. На фото рестайлинговый вариант, выпускавшийся Ижевским машиностроительным заводом с 1982 года. Как по мне, дизайн предшественника был более органичным. Нижний Новгород, 1993 год.
Первые опытные "ГАЗели" мне стали встречаться в Нижнем Новгороде в 1992 году, за два года до начала серийного производства. Лишь летом 1993-го удалось запечатлеть один из экземпляров, припарковавшихся на улице. Опытный ГАЗ-3302 имел заметные внешние отличия от серийных машин – деревянный кузов, а также иные диски колес.
Классический набор пожарных машин, наиболее массово использовавшихся в крупных городах в период 80-90-х годов – это автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131, а также лестницы АЛ-30 на шасси ЗиЛ-131. Все остальные разнообразные типы пожарной техники, выпускавшихся советской промышленностью, были редки. Один из таких представителей – пожарная автоцистерна AЦ-30(53A)-106A на шасси ГАЗ-53А. Эти машины, в основном, были в сельских пожарных частях либо на промышленных предприятиях. На одном из нижегородских промобъектов мне удалось запечатлеть данный экземпляр в 1995 году. Судя по номерному знаку, машина была зарегистрирована в 1982 году. Производителем AЦ-30(53A)-106A являлся Варгашинский завод противопожарного оборудования.
В 90-е годы запросто можно было встретить "крокодилов" – грузовики семейства ЗиЛ-157. Как, например, этот бензовоз (топливозаправщик) АЦМ-4-157К на шасси ЗиЛ-157К, снятый мной в 1995 году в Нижнем Новгороде. Выпускались такие машины Харьковским заводом транспортного машиностроения.
Автобус марки Прогресс-35 на шасси ГАЗ-53-12. Думаю, что не многие встречали такую экзотику в жизни. Выпускал эту барбухайку завод "Прогресс" Министерства обороны СССР. Самое интересное, что предприятие располагалось не в Советском Союзе, а в Германской Демократической Республике, где базировалась Группа советских войск в Германии (ГСВГ). Автобусы "Прогресс" знакомы тем, кто проходил службу в ГСВГ, а также членам семей офицеров, служивших в ГДР. В России эта диковинная автотехника появилась после вывода наших войск из восточной Германии. Экземпляр на фото мне подвернулся в 1995 году в Нижнем Новгороде. Более таких автобусов я никогда и ни где не встречал. Кстати, обратите внимание, какая у автобуса колоритная эмблема (пролистайте галерею).
В 1996 году в Нижнем Новгороде широко отметили 100-летие нижегородского трамвая. По такому случаю на ул. Рождественской (в советское время – Маяковской) была организована выставка подвижного состава, включая исторические вагоны, работавшие в Н. Новгороде/Горьком, как, например, этот ЛМ-49 по прозвищу "слон". Во времена моего детства эти трамваи работали в Автозаводском районе. Может еще где ходили, увы, не видел.
В истории советского краностроения есть, без преувеличения, феномен – механические автокраны с решетчатой стрелой на шасси ЗиС/ЗиЛ. Количество кранов на этих шасси, изготовленных за весь период производства, а это ни много ни мало порядка 90 лет, составляет не одну сотню тысяч – результат, достойный Книги рекордов Гиннесса. В разное время к их производству был причастен не один десяток предприятий. Только Балашихинский завод автомобильных кранов с 1949 по начало 2000-х годов, изготовил более 100 тыс. автокранов. Клинцовский автокрановый завод с 1962 года по начало 2000-х выпустил около 40 тыс. кранов. Также их делали Казани, Абакане, Армавире, Броварах, в городе Райчихинск Амурской области и т.д. Список можно продолжить… К началу 90-х годов автокраны на шасси ЗиЛ-130 являлись одними из самых массовых. Преимущественно это были модификации крана КС-2561 грузоподъемностью 6,3 т с 8-метровой решетчатой стрелой.
Экземпляр на фото – КС-2561Д, снятый мной в 1998 году в Нижнем Новгороде. По ряду отличительных деталей есть основание предполагать, что эта машина изготовлена Казанским электромеханическим заводом.
Пишите в комментариях свои воспоминания о машинах из той эпохи.
Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!