Найти тему

Мои фотографии техники из 80-90-х годов. Часть 6. Поностальгируем?

Друзья, я рад, что мои авторские фотографии различной отечественной и зарубежной техники, вызывают живой интерес, поэтому предлагаю вашему вниманию очередной ретро-дайджест из моей фотоохоты 30-40-летней давности. Поностальгируем вместе по тем временам, когда небо было голубее, трава зеленее, а вода мокрее. Надеюсь, что каждый из вас найдет среди этих фотографий что-то интересное для себя. Приятного просмотра.

Ссылки на предыдущие подборки моих фото см. в конце статьи.

Олимпийский ЛАЗ-697Р "Турист" – один из моих ранних снимков, который я сделал в 1981 году в Москве. К Олимпиаде-80 Львовский автобусный завод выпустил партию машин в такой необычной окраске – с наклонными полосами насыщенно-зеленого цвета и зачерненными стойками окон и дверей. После олимпиады часть этих красивых автобусов отправили донашивать в регионы. В частности, такие машины работали на междугородных маршрутах в Горьком и мне довелось на них поездить.

Вот еще один из моих первых снимков – ГАЗ-13 "Чайка" в Москве, в 1981 году. Тогда для меня, подростка из провинции, увидеть живую "Чайку" было целым событием. В Горьком такая роскошь не встречалась. Местная номенклатура ездила на "Волгах". Может у первого секретаря обкома КПСС и была Чайка", но я ее ни разу не видел. Максимум, что попадалось в наших краях, – представительский ГАЗ-12. Я его показывал в подборке моих фото Часть 1.

Москвичи, узнаете, где снята "Чайка"? Пишите в комментариях.

-2

Эту "Волгу" ГАЗ-21 третьей серии я снимал также в 1981 году, только в Горьком, на фоне метростроевского забора у Московского вокзала. Заинтересовала она меня необычным декором – хромированными молдингами на боковинах и характерным "гребешком" на задних дверях, как у "Чайки". В ту пору я думал, что это какая-то люксовая версия. Но, как оказалось, Горьковский автозавод хоть и выпускал 21-е "Волги" с улучшенной отделкой, они отличались от этой машины. В данном случае, полагаю, что это тюнинг, на "Волгу" весьма органично приспособили молдинги от 13-й "Чайки".

-3

Классический УАЗ-469 образца начала 80-х был снят в 1981 году в Горьком. На нем уже появилась обновленная светотехника – двухцветные подфарники и указатели поворота на крыльях. Номерной знак еще старого образца (черный), серия ГВМ выдавалась в Горьком государственным машинам на рубеже 70-80-х годов. Кстати, первые номера нового образца (белые) в Горьком массово появились только в 1982 году. Заметьте, "Чайку" я снимал в Москве в 1981 году уже с новыми номерами.

-4

ИЖ-2715, как сейчас помню, типичного для этих машин ярко-зеленого цвета. Снят в 1981 году в Горьком около здания Нижегородской ярмарки, тогда это был Детский мир. На заднем плане – кафе "стекляшка" с олимпийским мишкой. Кстати, в 1982 году уже во всю встречались модернизированные ИЖи с обновленным дизайном. Как по мне, несмотря на новые подфарники, дверные ручки и решетку радиатора, выглядеть современнее они не стали, прежний дизайн, как мне кажется, был более гармоничным.

-5

Встретить в 70-80-е годы в городе Горьком иномарку из капиталистической страны было чем-то из области фантастики. Провинция, закрытый город и все такое... За иномарками – это в Москву, их даже в ту пору там было пруд пруди, дипломатических и прочих. В Горьком был исключительно соцавтопром – венгерские автобусы Икарус, чехословацкие грузовики Татра, Шкода, ЛИАЗ и Авиа, ГДРовские грузовики Ифа, Робур и Мультикар, а также польские "микрики" Ныса и Жук.

Каково же было мое удивление, когда во дворе одного из домов спального микрорайона я увидел доселе неведомую элегантную иномарку с советским номером серии МИН (Минск?). Дело было в 1981 году. Как прокомментировал один из моих читателей, это очень редкий Chrysler 180/2 litre.

-6

А вот, собственно, и сам фургон ZUK-А06. Польские автомобили "Жук", производившиеся на Люблинском автозаводе, массово поставлялись в СССР в 60-80-е годы. Этот автомобиль имеет советские корни, поскольку в его конструкции использовались узлы и агрегаты автомобиля "Победа", который в Польше выпускался под маркой "Варшава". Снимок сделан в Горьком в 1981 году.

-7

Первый ЗИЛ-4331, который мне удалось увидеть не на картинках и по телевизору, а в жизни. Новейший, в безупречном состоянии. Дело было в Нижнем Новгороде, в 1991 году. Напомню, что серийный выпуск грузовиков ЗИЛ нового поколения начался в 1986 году, тогда удалось собрать всего 45 машин. В дальнейшем производство понемногу нарастало, но все равно объемы выпуска ЗИЛ-4331 были несопоставимы с производством машин прежнего семейства. Так, в 1991 году из 145.109 собранных на головном заводе грузовиков, на ЗИЛ-4331 пришлось всего 4.420 экземпляра, то есть всего 3% выпуска.

Если кто знает, в каком году выдавались номера серии МЗЖ, пишите в комментариях.

-8

КРАЗ-255Б1, который использовался в качестве технички в АТП "Волжское". Снимок сделан в Нижнем Новгороде в 1992 году. Сейчас таких брутальных техничек уже не осталось.

-9

А этот МАЗ-200 с необычным автобусоподобным кузовом тоже снят в 1992 году. В ту пору 200-е МАЗы уже не встречались от слова совсем. Этому экземпляру крупно повезло. В своей первой жизни он нес военную службу, был частью комплекса кислородно-азотнодобывающей станции АКДС-30А. Данные комплексы предназначалась для получения из атмосферного воздуха жидкого и газообразного кислорода, жидкого и газообразного азота, а также для наполнения ими баллонов и резервуаров. АКДС-30А применялись в военно-воздушных и ракетных войсках.

-10

Кузова для АКДС-30А имели обозначение Уралец-371С и выпускались Механическим заводом "Уралец" Свердловского совнархоза. А вообще это предприятие специализировалось на производстве барбухаек на шасси ГАЗ-51/ГАЗ-63.

-11

Данный экземпляр 1962 года выпуска, отслужив в армии, в дальнейшем попал в горьковскую телефонную сеть, и был переоборудован в передвижную электростанцию. Впервые эту диковинную машину я встретил еще в конце 80-х годов, попадалась она мне и в середине 90-х. Более того, я видел ее фото, сделанное в 2000-х или 2010-х годах. Может этот МАЗ до сих пор работает? Кто видел его, пишите в комментариях.

-12

А это ранняя версия Урал-4320. Первые дизельные "Уралы", выпуск которых начался в 1977 году, еще оснащались широкими, негабаритными, кузовами от бензинового Урал-375Д. Их ширина составляла 2674 мм. В дальнейшем Уральский автозавод стал устанавливать кузова в габарите 2500 мм. Снимок сделан в Нижнем Новгороде в 1992 году.

-13

Дебют сочлененного ЛИАЗ-6220 на Московском Автосалоне в 1993 году. Новинку оснастили двигателем КАМАЗ-740 и узлом сочленения собственной разработки. Увы, новая машина оказалась сырой и в серию не пошла. Серийное производство "гармошек" на Ликинском автобусном заводе смогли наладить лишь в 2002 году под индексом ЛИАЗ-6212. На эти машины уже устанавливали импортные агрегаты, включая узел сочленения.

-14

Полноприводный самосвал КАМАЗ-5512 также выставлялся на "Автосалоне-93". Хочу обратить внимание, что мода на англоязычное написание марки автомобиля уже имела место быть.

-15

Туристический ПАЗ-3205 с кузовом, доработанным западногерманской автобусостроительной фирмой Ernst Auwärter. Эта машина была построена в 1990 году, а снята мной на выставке "Автотехсервис-93" на Нижегородской ярмарке. Данный автобус получил расширенные оконные проемы и вклеенные стекла. Салон был полностью переделан. Комфортабельные кресла с регулируемыми спинками и тканевой ворсистой обивкой установлены на подиумы. В спинках предусмотрены журнальные сетки и поручни. Увеличился шаг сидений, за счет чего количество посадочных мест снизилось до 21. Над сиденьями имелись багажные полки со встроенными блоками индивидуального освещения и вентиляции, а под задним рядом кресел был сделан багажный отсек с наружным доступом. Кроме того, салон получил жидкостные печки, кондиционер, холодильник с мини-баром, магнитолу и кресло гида.

-16

В 1998 году мне довелось прокатиться на этом ПАЗике из Павлова в Нижний Новгород. Данный экземпляр использовался Павловским автобусным заводом для собственных нужд. Но он был не единственным люксом. Как минимум, еще один такой же, только в ином окрасе, мне попадался в Нижнем Новгороде в 90-е годы.

-17

МАЗ-504В – типичный седельный тягач из эпохи 80-х в сцепке с полуприцепом-рефрижератором. Снимок сделан в Нижнем Новгороде в 1993 году.

-18

Дизель-электрический автокран КС-4562 грузоподъемностью 20 т на шасси КРАЗ-250. Его выпуск начался на Камышинском крановом заводе в 1989 году взамен 16-тонника КС-4561А. Он стал последней в истории предприятия моделью дизель-электрического автокрана с решетчатой стрелой. Выпускался до 1995 года. Снимок сделан в Нижнем Новгороде в 1993 году напротив Горьковского автозавода.

-19

Если вы думаете, что это КАВЗ, то ошибаетесь. Этот автобус, внешне похожий на аналогичное изделие Курганского автобусного завода, выпущен в Киргизии, на Токмакском авторемонтном заводе №1. Автобус на шасси ГАЗ-53-12 имел обозначение ТАРЗ-002В.

-20

Если внимательно приглядеться, киргизский "КАВЗ" отличается более плоской крышей, иным маршрутоуказателем, другими дверями, угловатым вырезом под заднее колесо, люком вместо двери в задней панели. Снимок сделан в Нижнем Новгороде в 1993 году. Нижегородцы, узнаете, что это за место?

-21

После развала СССР новое руководство страны стало активно распродавать имущество, доставшееся в наследство от советской армии. Под нож пошли, в том числе, "излишки" всевозможной автомобильной техники. Какие-то машины продавали целиком, как есть, с каких-то снимали оборудование и продавали только шасси либо выпотрошенные будки...

Вот один из экземпляров той эпохи, выставленный на продажу и снятый мной в 1993 году. Это обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311 на шасси ЗИЛ-157. Такие машины использовали при проведении обмывочных работ с военной и гражданской техникой, путем нейтрализации негативного воздействия агрессивных сред и жидкостей, используемых в процессе эксплуатации военных и гражданских объектов.

-22

Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311 использовалась в инженерных частях, обслуживающих стартовые ракетные комплексы на Байконуре и в Плесецке. Также такая техника привлекалась к ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Машины 8Т311 выпускал Торжокский машиностроительный завод (ныне – "Пожтехника"). Кстати, почему покрышки выкрашены серебрянкой? Кто знает, пишите.

Обратите внимание, на заднем плане виднеется чумовой кунг на шасси МАЗ-543.

-23

Мог ли я себе представить, что в начале 90-х годов встречу Икарус-630? Такая возможность случилась. В прошлом медицинский кабинет на базе этого автобуса (скорее всего, флюрографический) мне попася уже в роли сарая. Пусть не ходовой, но практически целый и не в самом плохом состоянии. В былые годы мне не довелось воспользоваться услугами такого кабинета, но вот на пассажирской, городской, версии Икарус-620 я ездил в детстве на рубеже 60-70-х годов. Где сейчас этот автобус? Скорее всего, ушел на чермет. Снимок сделан в Нижнем Новгороде в 1993 году, рядом со зданием цирка.

-24

В 90-годы Горьковский автозавод активно разрабатывал тему малотоннажных грузовиков – "ГАЗель", "Тандем", "Атаман", "Бурлак". Из всего этого перечня в серию пошла только "ГАЗель". А вот все остальные разработки мне посчастливилось запечатлеть для истории, как на выставках, так и в работе: в том числе и разнообразные версии пикапа "Бурлак" на базе "Волги". Вот один из вариантов – грузопассажирский фургон ГАЗ-23042 "Бурлак". Снимок сделан в Нижнем Новгороде, на выставке "Автотехсервис" в 1994 году.

-25
-26

Троллейбус серии МТБ-82 я снимал в Москве в троллейбусном парке на Соколе в 1994 году. На борту машины, установленной на постамент, написано, что она отработала 22 года, перевезла 1 миллиард пассажиров и прошла 4 миллиона километров. Наведался я в этот троллейбусный парк неслучайно, так как в нем хранились раритетные образцы автобусов и троллейбусов, которые стали частью коллекции исторической техники Мосгортранса. В дальнейшем покажу и эти машины, как они выглядели 30 лет назад. Кстати, кто знает, какова судьба этого троллейбуса? Пишите в комментариях.

-27
-28

В советское время были весьма распространены пескоразбрасыватели на ГАЗонах, сначала на 51-х, затем на 53-х. К концу 90-х они практически исчезли из эксплуатации. На фото, сделанном мной в 1994 году в Нижнем Новгороде на смотре коммунальной техники перед зимним сезоном, пескоразбрасыватель КО-106 - последняя модель, выпускавшаяся на шасси ГАЗ-53-12. Эту машину производил Арзамасский завод коммунального машиностроения с 1985 года. Всего история производства арзамасских пескоразбасыватиелей на базе ГАЗ-53 насчитывает более 20 лет. Обратите внимание, по соседству с этой машиной стоят еще две такие же.

-29

Это тот же смотр коммунальной техники в Нижнем Новгороде в 1994 году. Теперь посмотрим на пескоразбрасыватели на ЗИЛовских шасси. В данном случае интересны сами базовые автомобили ЗИЛ-431412. В кадр попали сразу три одинаковых машины. Заметьте, у всех лобовые стекла составные, из двух частей, как у ЗИЛ-131, а две крайние слева машины с кабинами полностью белого цвета. Это не "колхоз". Последняя, довольно крупная, партия коммунальной техники на базе ЗИЛ-431412 прибыла в Нижний Новгород на рубеже 1993-1994 годов именно в такой комплектации. Что касается непосредственно коммунальной надстройки – это модель КО-002УР производства Мценского завода коммунального машиностроения.

-30

Занимаясь фотолетописью нашего автопрома, в 90-е годы я сделал для себя не мало совершенно неожиданных открытий. Кто бы мог подумать, что до этих пор доживет пожарная автоцистерна ПМЗ-13 на шасси ЗИС-151. И не просто доживет в виде останков на задворках пожарной части, а будет находится на боевом дежурстве в одном из совхозов Нижегородской области. Заметьте, машина на родных желтых номерах, выданных в 50-е годы. Снимок сделан в 1995 году. Сохранился ли этот раритет или сгинул?

Отмечу, что пожарные машины ПМЗ-13 выпускал Прилукский завод противопожарного оборудования.

-31
-32

А это уже пожарная техника родом из 80-х. В объектив моей камеры попал очень редкий образец лесопожарной автоцистерны АЦЛ-3(66)-147 на базе ГАЗ-66. Такую технику в городе было не увидеть, поскольку она использовалась исключительно для охраны лесов. Фото сделано в 1995 году в Нижегородской области.

-33

Во времена СССР инвалидные мотоколяски были обычным явлением на дорогах. Оснащенные двигателем от ИЖа, трескучие, дымные и тихоходные, они выполняли важную социальную функцию – обеспечивали инвалидов (преимущественно Великой Отечественной войны) доступным средством передвижения. Производил такую технику Серпуховский мотоциклетный завод. На фото, сделанном мной в 1995 году в Нижнем Новгороде, последняя модель мотоколяски – С3Д. Она выпускалась взамен предшественницы С3А с 1970 до 1997 года.

-34

На 80-90-е годы пришелся расцвет производства так называемых вахтовых автобусов – транспортных средств в виде остекленного фургона с пассажирским салоном, установленного на шасси грузового автомобиля. В ход шло практически всё – от УАЗа до "Урала". С началом производства "ГАЗелей" это шасси тоже приспособили под вахтовки. Данный экземпляр на шасси ГАЗ-3302 мне попался в Нижнем Новгороде в 1995 году. Это изделие Авторемонтного завода "Саранский" имеет индекс 2942. Кстати, подобную технику в 90-е годы это предприятие массово выпускало на шасси УАЗ-3303 по технической документации псковского завода "Гидроимпульс".

Судя по надписи на капоте – это подарок рабочих ГАЗа Владимиру Жириновскому.

-35

А это общежитие на колесах. Машина-общежитие с индексом 15Т118 выпускалась на шасси МАЗ-543 и являлась составной частью подвижного грунтового ракетного комплекса стратегического назначения. Экземпляр, который я запечатлел в 1995 году в Нижнем Новгороде, уже использовался не в составе ПГРК, а местным ОМОНом. Выпускалась столь необычная техника сначала в Энгельсе, а затем в Шумерле.

-36

В начале 90-х годов Рижская автобусная фабрика освоила выпуск грузовых версий РАФиков. Такие машины в ту пору даже изредка встречались на улицах российских городов (в предыдущих подборках своих фотографий я показывал некоторые варианты). Этот РАФ-2926, предназначенный для перевозки тел умерших (труоповоз), я сфотографировал в Москве в 1998 году.

-37

Немногим ранее я уже рассказывал, что в 90-е годы активно распродавалось армейское имущество, в частности давно снятые с производства автомобили. Предположу, что этот кунг на шасси ГАЗ-51А из той же "оперы". Фото сделано в 1998 году в Нижнем Новгороде. Обратите внимание, за ГАЗиком спрятался автобус "Кубань" – типичный представитель "параллельного" советского автопрома. В 90-е годы "Кубаней" было довольно много, а к началу 2000-х они в массе своей исчезли.

-38

Обещанные ссылки на предыдущие подборки моих фото см. ниже: